244 картины стиля барокко в живописи: знаменитые художники и прославленные шедевры

Алан-э-Дейл       15.04.2022 г.

Архитектура

Первыми, кто представил художественный стиль в начале XVII столетия, были архитекторы. Радикальный представитель итальянского барокко Франческо Борромини (Francesco Borromini) закладывает основы для последующего развития европейской архитектуры. Благодаря Борромини Италию называют родиной архитектурного барокко.

Франческо Борромини (1599 − 1667)

Совместно с Лоренцо Бернини архитектор работал над проектом 29-ти метрового балдахина в соборе святого Петра (Basilica di San Pietro) в Ватикане (Stato della Citta del Vaticano). Витые колонны украшены ветвями лавра. Четыре статуи отцов церкви поддерживают кресло святого Петра. Киворий покрыт бронзой, взятой из Пантеона. Имя резкого, неистового Франческо осталось в тени. Слава досталась его сопернику Лоренцо Бернини.

Выдающийся архитектор принимал участие в реконструкции кафедрального римского собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano).

За четыре года работы (1646 − 1650) он обогатил базилику элементами барочной архитектуры, спроектировал ниши главного нефа, сделал эскизы статуй святых и пророков. Автор проектов величественных дворцов руководил строительством палаццо Барберини (Palazzo Barberini, 1629 − 1633) в Риме.

https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91cVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Francesco Borromini, scala elicoidale a Palazzo Barberini (manortiz) (https://www.youtube.com/watch?v=UvnyRjhh91c)

Винтовая лестница в виде улитки, двойные колонны, причудливые детали восхваляли могущество Маффео Барберини (Maffeo Barberini), избранного в 1623 году папой Римским (Урбан VIII).

Советую почитать про: площадь Барберини (piazza Barberini)

Филиппо Юварра (1678 − 1736).

Римский зодчий, яркий представитель позднего барокко, Филиппо Юварра (Filippo Juvarra) строил в Италии церкви, палаццо герцогов, проектировал королевский дворец в Испании (Palacio Real de Madrid).

Барочные находки Франческо Борромини вдохновили архитектора на создание в 1732 году купола церкви Сант-Андреа в Мантуе (Basilica di Sant’Andrea). В Турине сооружены дворцовый комплекс палаццо Мадама (Palazzo Madama, 1721), загородная резиденция монархов Савойской династии − стильный охотничий замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi). Важнейшие постройки − собор Суперга (Basilica di Superga) и палаццо Бираго ди Боргаро (Palazzo Birago di Borgaro).

Собор Суперга

Строительство пышной католической базилики Суперга началось в 1717 году.

Архитектор барочного стиля Филиппо Юварра воздвиг храм, ставший «соперником колоссального собора святого Петра и Павла в Риме» (М.Н. Загоскин).

Палаццо Бираго ди Боргаро

В 1716 году граф Ренато Аугусто Боргаро (Augusto Renato Birago di Borgaro) поручил архитектору построить дворец в Турине. Особенности сооружения: величественная лестница, многочисленные колонны, украшенный статуями главный зал для торжественных приёмов и балов, чередование изогнутых и треугольных фронтонов на окнах.

Пирро Лигорио

Художник итальянского барокко, антиквар, инженер Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) был архитектором папского двора Пия IV (1559 − 1565). После критики проекта Микеланджело Буонарроти по сооружению собора Святого Петра, Пирро Лигорио теряет престижную должность и возвращается на службу к Ипполито II д’Эсте (Ippolito II d’Este).

В 1567 году по заказу кардинала архитектор приступает к проектированию фонтанов и парка виллы в Тиволи. Мастер строит сад в соответствии с символикой династии д’Эсте, связанной с прародителем рода − Гераклом. Сорок два водоёма, окружающие виллу, создают «Кипящую лестницу».

Грандиозное сооружение «Дорога ста фонтанов» построено в соответствии с сюжетом «Метаморфоз» Овидия. Знакомство с «Фонтаном Органа» вызвало восторг современников. При попадании воды в сводчатую ёмкость, воздух проникал в органные трубочки и вызывал звуки музыки. После масштабной реставрации ландшафтной архитектуры, созданной Пирро Лигорио, объект назван самым красивым парком Европы (2007).

Латинская Америка

Первым скульптором и архитектором в стиле барокко, работавшим в Латинской Америке, был Педро де Ногера (1580-), который родился в Барселоне и учился в Севилье . В 1619 году он переехал в вице-королевство Перу , где вместе с Мартином Алонсо де Меса создал хоры в стиле барокко в соборной базилике Лимы (1619-).

Скульптура в стиле барокко была перенесена в другие части Латинской Америки испанскими и португальскими миссионерами в 18 веке, которые наняли местных художников. Он использовался в основном в церквях

Школа Кито в Эквадоре была важной группой скульпторов эпохи барокко. Среди выдающихся художников школы были Бернардо де Легарда и Каспикара .

Каспикара (1723–1796) был эквадорским художником, который делал изящные и богато украшенные фигуры для демонстрации в церквях. Он был центральной фигурой в так называемой школе Кито .

Алейжадиньо (1730 или 1738–1814 ) был сыном португальского колониста и африканского раба. Он примечателен группой монументальных статуй святых из мыльного камня (1800–1805 гг.) Для Сантуарио-де-Бом-Хесус-де-Матозиньюш в Конгоньясе , ныне включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он также сделал серию фигур Страстей в натуральную величину, изображающих события, приведшие к Распятию Христа (1780–1790 гг.).

Барочная живопись: игра света и тени

Мастера эпохи барокко, Караваджо, Тьеполо, братья Карраччи, Питер Пауль Рубенс, искали красоту в своем воображении. Достаточно вспомнить их религиозные сюжеты, жизнеутверждающие портреты и аллегории.

В XVII веке парадный портрет был призван подчеркнуть благородство и величие заказчика, поэтому на нем, как никогда раньше, изобиловали роскошь, пышность и цветистость, а главный герой, подобно памятнику, нередко представал в полный рост.

Нельзя не отметить, что в европейском искусстве барочная живопись явилась вершиной реализма. Художники, преуспев в создании реалистического портрета, стали изображать людей более эмоциональными, яркими, динамичными.

Самым известным живописцем эпохи барокко, вне всякого сомнения, является Микеланджело Меризи да Караваджо. Именно ему, «единственному подлинному копиисту натуры», принадлежит открытие главной манеры стиля — яркое освещение сцены из темноты, знаменитое тенебросо. В дальнейшем этот прием, ставший общей чертой живописи барокко, широко использовали его последователи. Что касается музыки, то барочный стиль проявился в творчестве таких виртуозов, как Антонио Вивальди, Георг Фридрих Гендель, Доменико Скарлатти и, безусловно, Иоганн Себастьян Бах.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

В отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Дверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Стиль барокко в архитектуре. Барокко — архитектурный стиль

Появление Барокко:

Архитектура барокко — период в развитии архитектуры стран Европы и Америки (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно 150—200 лет. Период начался в конце XVI века и завершился в конце XVIII. Барокко (как стиль) охватило все виды искусства, но наиболее ярко отразилось в живописи, театре (и связанной с ним литературе, музыке) и архитектуре.

Краткая характеристика архитектурного стиля барокко:

Характерные черты: симметрия в стиле простор. Очень много лепнины. Сложные поверхности плоскости в зданиях большие новороты в колоннах бешено отделанные потолки с углубленными частями.

Преобладающие цвета: приглушенные пастельные тона; красный розовый белый голубой с желтым акцентом.

Линии: причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность прямоугольник овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение.

Форма: сводчатая куполообразная и прямоугольная; башни балконы эркеры.

Элементы интерьера: стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны пилястры скульптуры лепнина и роспись резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления.

Конструкции: контрастные напряженные динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые.

Окна: полуциркульные и прямоугольные; с растительным декором по периметру.

Двери: арочные проемы с колоннами; растительный декор.

От маньеризма барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса — основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое. Барокко , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило прогрессивные представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

Барокко свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа.

Характерно, что в эпоху Барокко фасады романских церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические — оставались в неприкосновенности. Во многих европейских городах старинные соборы имеют башни с новым барочным завершением и такие же барочные порталы, в интерьерах — барочные алтари. И Готику и Барокко объединяет экспрессия, иррациональное понимание архитектурного пространства.

Мастера Барокко:

 Борромини (1599—1667), Ювара,  Доменико Фонтана (1543—1607),  Франческо Каратти (? −1675),  Сантино Солари,  М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский и другие.

Примеры:

Андреевская церковь,арх. Бартоломео Растрелли, Киев, Украина,1754 год.

Большой Петергофский дворец и большой каскад, Россия.

Екатерининский дворец Браунштейн, Квасов, Чевакинский, Санкт-Петербург, Россия,  1717-1756.

Карлскирхе,Фишер фон Эрлах, Вена, Австрия,1716-1739.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане, мастер Франческо Борромини, 1638—1677 гг.

Цвингер ,Пеппельманн, Пермозернач, Дрезден, Германия, XVIIIв.

Церковь Климента Папы Римского, арх.Пьетро-Антонио Трезини,Замоскворечье, Россия.

Церковь Сан-Аньезе,арх.Франческо Борромини, Площадь Навона, Рим, Италия, 1652-1657.

Церковь святой Сусанны, Рим, Италия.

Стиль барокко: происхождение и развитие

Любая историческая эпоха сопровождается значимыми изменениями в жизни человечества, начиная с политических и религиозных воззрений и заканчивая архитектурой и нематериальными ценностями. В шестнадцатом столетии в Европе ослабевает былое могущество католической церкви и происходит укрепление светской власти. Знать делает все, чтобы избежать окончательного коллапса, и решает утвердиться в глазах горожан весьма оригинальным способом. На помощь приходит искусство, способное удивить и поразить: стиль барокко в архитектуре является своеобразным продолжением построек Ренессанса, но в плане изящества и роскоши находится на ступень выше. Иллюзия власти создавалась чрезмерным обилием золотого цвета и витиеватыми лепными узорами.

Изначально стиль барокко зародился в Италии и за несколько десятков лет распространился по Франции, Голландии, Англии и Испании. Любопытно, что в каждой стране он приобретал национальные черты. Талантливые скульпторы и архитекторы в кратчайшие сроки разрабатывали проекты, по которым возводились колоссальные сооружения. В Англии барокко являлся своеобразным продолжением классицизма, в Италии он наблюдается как во внешнем, так и во внутреннем убранстве дворцов, а во Франции было заметным слияние двух стилей. Прошло несколько столетий, а величественные постройки до сих пор продолжают радовать глаз горожан и туристов. Облюбовав стиль барокко в интерьере или архитектуре, люди все чаще решаются приукрасить свои апартаменты в соответствии с его чертами.

Блистательная школа барокко

В Италии римское барокко прокладывает главное русло нового стиля. В Риме, столице католического мира, особенно наглядно проявляется ни с чем не сравнимое сращение художественного явления с социальной реальностью.

Была организована перепланировка Вечного города, осуществленная по прямым проспектам с ориентацией на наиболее значительные памятники. Эта сценографическая структура легла в основу барочного Рима и была воплощена стараниями целого ряда крупных зодчих:

  • Карло Мадерна (Каполаго, кантон Тичино, 1556 — Рим, 1629), автор фасадов церкви Санта-Сусанна (1596—1603) и собора Святого Петра (1603-1612);
  • Доменико Фонтана (Мелида, Швейцария, 1543 — Неаполь, 1607), которому принадлежат самые крупные градостроительные проекты конца XVI в.;
  • Фламинио Понцио (Виджью, ок. 1560 — Рим, 1613), автор, среди прочего, казино Виллы Боргезе (1609-1613) и капеллы Паолина в Санта-Мария Маджоре (1605—1611).

При папе Урбане VIII из рода Барберини (понтификат 1623-1644) следующее поколение зодчих довело до полной зрелости процессы, начатые ранее.

В архитектуре критическое отношение к композиционным методам классического толка уступило место их более широкому пониманию и пересмотру: главную роль в этом сыграли три главные фигуры в период около 1630 г.: Джованни Бернини, Борромини, Пьетро да Кортона.

Пространственные и объемные элементы уже не распределяются согласно простой геометрии и мгновенному уяснению их логики — они становятся полем силовых линий, заставляющих и несущие элементы, и поверхности сжиматься и изгибаться, усложняясь в соподчинении частей.

Карло Райнальди

Карло Райнальди (Рим, 1611—1691) начинал свою архитектурную практику с отцом, Джироламо Райнальди (1570—1655). По заказу папы Александра VII осуществил строительство церкви Санта-Мария ин Кампителли (1656— 1665), считающейся его шедевром и по сценической эффектности — предвестником тенденций позднего барокко.

Райнальди провел любопытную перепланировку Пьяццы дель Пополо, поставив в точках выхода осевых проспектов две одинаковые церкви: Санта-Мария ди Монтесанто (1661—1663) и Санта-Мария деи Мйраколи (1675—1681).

Представители барокко:

Также можно отметить следующих итальянских представителей стиля барокко: Карло Фонтана, А. Виттоцци, Амедео ди Кастелламонте, Гварино Гварини,  Бальдассаре Лонгена, Джованни Батиста Черано, Пьер Франческо Маццукелли.

Представители барокко во Франции: Луи Лево, Жюль Мансар, Клод Перро, Шарль Лебрен, Ж. Дюсерсо и Пьер Ле-мюэ.

Временной период обращения архитекторов к барокко не ограничиваются эпохой Просвещения: данное направление снова обрело популярность в Британии между 1890 и 1910 гг., фигурируя под названием Wrenaissance — Ренессанс Кристофера Рена.

Жанры барокко

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера , появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя , Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы (например, имевшую широкое распространение арию da capo ).

Такие формы духовной музыки, как месса и мотет , стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов, в том числе Иоганн Бах. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги

Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо , в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры , с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эры барокко: « Хорошо темперированный клавир », « Вариации Гольдберга » и « Искусство фуги ».

Барокко Англия

В Англии барокко развивалось позже и совершенно иначе, чем в континентальной Европе. Протестантская Англия была устойчива к экстравагантности континентального барокко, связанного с римским католицизмом, и даже в семнадцатом веке классическая архитектура все еще рассматривалась некоторыми с подозрением. Однако связи вскоре развились. Во время своего визита в Париж в 1665 году молодой Кристофер Рен встретился с самим Бернини, событие, которое оказалось формирующим, когда всего через год бедствие большого пожара в Лондоне увидел, что мысли Рена обратились к восстановлению столицы. Всего через несколько дней после Великого пожара Рен представил Карлу II, королю Англии (1660-85), план восстановления Лондона Как барочного города с регулярными широкими бульварами. Насущная необходимость немедленно перестроиться и приоритеты владельцев частной собственности поставили крест на схеме Рена. Город был перестроен по старому средневековому плану, но его горизонт был радикально новым. Купол Собора Святого Павла

Купол Собора Святого Павла

и парящие шпили более чем 50 церквей-все это вместе взятое явное достижение Рена-возвещали о том, что Лондон стал первым современным городом. Ученый, а также архитектор, Рен использовал эмпирические методы для разработки высокоинтеллектуальных решений к архитектурным проблемам, например тем, которые присущи примирению классической архитектуры со средневековой формой шпиля. В этом Рену помогали несколько способных помощников, в первую очередь Николас Хоксмур. Пройдя путь от чиновника до правой руки Рена, Хоксмур также сыграл важную роль в реализации видений драматурга, ставшего архитектором сэра Джона Ванбру в замке Говард и Бленхеймском дворце. Хоксмур, однако, наиболее известен за шесть церквей, которые он построил по всему Лондону в рамках Комиссии 1711 года по строительству пятидесяти новых церквей. В этих церквях смешались влияния, начиная от родной готики, до ближневосточной и даже египетской архитектуры. Церковь Христа, Спиталфилдс, с ее драматическим западным фронтоном и любопытным готическим шпилем, захватила воображение поколений лондонцев. Однако, прежде чем Церкви Хоксмура были закончены, барокко вышло из моды. Палладианский вкус, проиллюстрированный работой Ричарда Бойля, 3-го графа Берлингтона (1694-1753), пришел в английскую архитектуру на протяжении большей части восемнадцатого века; Достижения хоксмура, в частности, не признавались и даже высмеивались за их эксцентричность и чрезмерность.

Колыбель Петровского и Елизаветинского барокко

Сантк-Петербург гордо называется культурной столицей России. Туристы со всего света приезжают в город, чтобы полюбоваться памятниками и дворцами, построенными в разные исторические эпохи. Первое, что стоит посмотреть каждому, – Эрмитаж. Изначально он представлял собой двухэтажное здание с несколькими комнатами. С началом деятельности архитектора Г. Маттернови дворцовый комплекс стал постепенно расширяться. Через несколько лет начатую работу продолжил Д. Трезини, а затем В. Растрелли, с именем которого связано строительство нового Эрмитажа, который великолепно сохранился до нынешних дней. Стиль барокко в архитектуре наиболее ярко отражен именно в этом дворцовом комплексе: сотня роскошных лестниц, утонченные линии карниза и балюстрады делают фасад здания поистине царским. Удачно подобранная цветовая гамма – белый, небесно-голубой и золотой — передают общее настроение восемнадцатого столетия.

Петергоф – дворцовый комплекс, где стиль барокко отражен практически во всем. Его характерные черты наиболее ярко выражены в Монплезире и фонтане «Самсон». В ярусах Большого Петергофского дворца красуются зеркала-обманки, благодаря которым помещения кажутся более просторными. Стены и потолок расписаны кистями известных художников, а искусная позолоченная резьба по дереву становится свидетельством благосостояния царской семьи.

Петровское барокко более сдержано, а пристрастие Елизаветы к пышным нарядам, золоту и жемчугу не могло не отразиться и на архитектурных сооружениях. Первый император России не хотел растрачивать деньги казны, поэтому в архитектурных сооружениях его эпохи стремление к роскоши наблюдается меньше.

История стиля московское барокко

Главной предпосылкой возникновения нового архитектурного стиля явилось постепенное проникновение в культуру светского начала. Петровские реформы усилили эту тенденцию, открыв новые возможности для всех слоев населения. Сословные границы были нарушены. В строительстве проявили себя недавние крепостные — талантливые зодчие, художники, резчики по камню и дереву.

Термин «барокко» применим к русской архитектуре достаточно условно. По мнению Д. С. Лихачева, это «русское Предвозрождение», а исследователь М. Ильин называет этот период «несущим ренессансную функцию».

Выделяют 3 периода русского барокко:

  1. Ранний, связанный в основном с московским регионом.
  2. Зрелый, характерный для периода петровского правления.
  3. Поздний, т.н. «елизаветинский», проявившийся в творчестве Б. Растрелли и С. Чевакинского.

Музыка

Период 1630-1750 гг. называют «музыкой барокко». Термин, указывающий на конкретный жанр музыкального искусства, стали применять только в начале XX века. Барочный стиль отличает грандиозность, патетическая приподнятость, театральность, синтез искусств.

Ведущие жанры −опера, оратория, кантата.

Музыкальные инструменты: клавишные (орган, клавесин), струнные смычковые (скрипка, виола, контрабас, виолончель), струнные щипковые (лютня, мандолина, барочная гитара) медные и деревянные духовые, ударные (литавры). Основными направлениями творчества остаются духовная и светская музыка.

Грегорио Аллегри

Композитор Грегорио Аллегри (Gregorio Allegri, 1582 -1652) был священником, пел в хоре Сикстинской Капеллы (Cappella Sistina) в Ватикане. В 1630 году Аллегри первым написал музыку к тексту знаменитой «Мизерере» (Miserere). Папские певчие долгое время держали ноты в секрете. По легенде через сто лет (в 1770 году) 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart) по памяти записал услышанную мелодию и раскрыл секрет церковников.

В настоящее время Псалом 50 (покаянный) постоянно исполняют в богослужениях католической церкви. Незабываемую барочную музыку можно услышать в видео

https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NEVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: Allegri — Miserere mei, Deus (https://www.youtube.com/watch?v=36Y_ztEW1NE)

Сальватор Роза

Художник, поэт, гравёр, музыкант Сальватор Роза (Salvator Rosa, 1615-1673) был противоречивой знаменитостью Италии. Картина «Титий» (1639) принесла славу живописцу на римской выставке конгрегации «Виртуозы Пантеона».

Но за скандальное полотно «Фортуна» (1658 − 1659) инквизиция пыталась привлечь художника к суду. Разносторонне одарённый человек был отличным музыкантом: играл на арфе, лютне, флейте, гитаре.

Сальватор Роза написал несколько серенад − донцелл, которые пользовались огромной популярностью в Неаполе (Napoli). Вечерние песни трубадуров горожане каждый день распевали под окнами возлюбленных. Незаурядный представитель эпохи итальянского барокко вызвал большой интерес у композиторов XIX века. Ференц Лист написал фортепианную пьесу, которую назвал «Канцонетте Сальваторе Розы» (1849). Бразильский дирижёр и композитор Гомис Антониу Карлус посвятил художнику и музыканту оперу «Сальваторе Розе» (1874).

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

На что ориентироваться

Каждый домовладелец ориентируется, в первую очередь на свои предпочтения

Но, чтобы версальский замок с золочеными балконами не выглядел нелепо на обычной деревенской улице, надо брать во внимание преобладающие архитектурные стили в той местности, где вы проживаете

Проект дома в стиле модерн

Проект постройки и ее оформление должны выглядеть органично не только на фоне окружающих домов, но и соответствовать природным условиям. Например, средиземноморский стиль с балконами и открытыми террасами в неуютных северных районах неуместен.

Стиль фасада Фахверк

Определяющую роль в оформлении определенным стилем играет строительный материал:

  • дерево и стекло как основа применяется в стиле шале;
  • комбинация из дерева, камня и кирпича в стилях прованс и кантри;
  • камень и кладка из кирпича – английский стиль и т. д.

Человек эпохи барокко

Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Антонис ван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта

А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) — это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех.

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.

Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом бога. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Троице-Лыково: купцы Карзинкины построили в историческом имении больницу и богадельню

На старом пути в Саввино-Сторожевский монастырь стоит еще одна церковь, выстроенная в стиле «нарышкинского» барокко: храм Живоначальной Троицы в Троице-Лыкове. Имение на западе от Москвы (сейчас это западная окраина столицы) принадлежало князю Борису Лыкову-Оболенскому, видному деятелю эпохи Смутного времени. В его послужном списке и победы над польско-литовскими интервентами, и вхождение в состав «Семибоярщины», и участие в Земском соборе, избравшем на царство Михаила Романова,  и управление рядом важных приказов.

 Троице-Лыково. Храм Живоначальной Троицы

Боярин Лыков был женат на сестре патриарха Филарета Анастасии Никитичне Романовой и молодому царю приходился дядей. Не один храм возвел на своих землях Лыков, и немалую поддержку оказывал он Нило-Столобенской пустыни, чьи золотые купола величественно и строго возвышаются над озером Селигер. Дочь Лыкова была женой трагически погибшего на второй день стрелецкого бунта Ивана Нарышкина. Село перешло к его брату Мартемьяну, начавшему строительство каменного Троицкого храма на месте, как часто бывало, одноименной деревянной церкви.

 Троице-Лыково. Каменный декорТроицкого храма

В отличие от большинства «нарышкинских» церквей, это здание выполнено не в красно-белой цветовой гамме, а плывет над Москвой рекой подобно белому лебедю — сравнение из глубины веков. Основные работы закончились к 1694 году, освящение состоялось в 1708-м, в присутствии царя Петра. Мастера Оружейной палаты изготовили для храма прекрасный девятиярусный иконостас.

 Троице-Лыково. Каменные узоры и строгое следование ордеру

К основному объему — четверику на высоком подклете, примыкают алтарь и западный притвор, завершающиеся двумя ярусами восьмигранных барабанов. На четверике возведены последовательно три сужающихся восьмерика, в среднем из которых, называемом «звоном», устроена колокольня, а верхний стал основанием для золоченой главы. Главы алтаря и притвора — темные, усыпанные золотыми звездами. Церковь призывала верующих поднять свои взгляды к небу — считается, что, в отличие от западноевропейских мастеров, в «петушиных гребешках» наши зодчие видели облака, среди которых парит, приподнимаясь над всем земным, русский православный храм.

 Центр композиции и оформление оконного проема

Каменное убранство Троицкой церкви оригинально: рисунок наличников, обрамляющий окна, нигде не повторяется. Интерьер выполнен не менее изысканно: кроме барочного иконостаса, растительный орнамент с виноградными кистями украшал двери, ставни, резное царское место, окна хоров. Стены изнутри были расписаны под мрамор. Храму изрядно досталось в 1812 г. — его разграбили французы, но часть награбленного партизаны отбили и вернули, а император Александр I пожертвовал пострадавшему приходу бронзовое паникадило с хрустальными подвесками. 

…После кончины Мартемьяна Нарышкина Троице-Лыково перешло к его брату Льву Кирилловичу, о котором мы уже писали выше. В середине XVIII имение вновь сменило хозяев. Владел им известный дворянский род Бутурлиных, а впоследствии поместье купили купцы Карзинкины, представители трех поколений которых служили в храме церковными старостами. Они же построили здесь богадельню и бесплатную больницу для всех нуждающихся в медицинской помощи.  Причем Карзинкины занимались не только церковными делами — они покровительствовали искусствам и принимали в своем имении Третьяковых, Васнецовых, Гнесиных, семью Шаляпина. Здесь бывал патриарх Тихон. Один из основоположников «русского стиля» в архитектуре И. П. Ропет построил для Карзинкиных деревянный дом с узорчатыми башенками (не сохранился), куда они и переехали, отдав каменное здание усадьбы под богадельню. По замыслу последних хозяев, территория Троице-Лыкова должна была отойти во владение организованному с их участием женскому  Свято-Троицкому  монастырю. 

В 1930-х храм закрыли. Здание хотели перестроить под выставку достижений Туркменской ССР. Но не успели — в 1935 г. комиссия Лиги Наций объявило его памятником архитектуры мирового значения. За храмом стали присматривать уже как за объектом всемирного культурного наследия. В 1970-х провели реставрацию. Предполагалось разместить в его стенах филиал музея, но наступили перемены…

 Троице-Лыково. Западный притвор

Сейчас храмы Троице-Лыкова возвращены церкви. Здесь учреждено подворье Покровского монастыря, устроена православная гимназия. Службы ведутся в каменной Успенской церкви, построенной Н. А. Бутурлиным. Территория усадьбы приведена в порядок. Обретет новую жизнь и Троицкая церковь. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.