Изразцы для камина

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Изготавливаем изразец из глины

Вокруг гипсовой формы делается деревянная опалубка. Все края должны быть ровными и возвышаться над гипсом примерно на два сантиметра. Потом наносится глина. Правила заполнения формы глиной:

Отверстия в румпе для проволоки.

  • смесь вдавливается с усилием тонкими слоями – обязательно нужно заполнить все полости рисунка;
  • начинать нужно от цента и продвигаться к краям;
  • после полного заполнения поверхность выравнивается по уровню опалубки.

Очень важный этап изготовления изразцов для печи своими руками – это формирование румпы. Это такой бортик по периметру изразца. Он нужен для крепления плитки. Благодаря румпе остается воздушный зазор между стеной печи и отделкой. Высота румпы должна быть около 2,5 см, а общая толщина изразца 45-50 мм. Чтобы сделать этот бортик нужно скатать из глины колбаску и закрепить ее по периметру с отступом от края 15-20 мм.

На каждом ребре румпы должно быть по два отверстия. Через них будет пропускаться проволока. Ею изразцы крепятся друг с другом и к кирпичной кладке. Затем нужно дать глине немного подсохнуть, после чего она немного уменьшится в размере. Благодаря этому изразец можно вытащить из формы. Потом нужно еще раз проверить размеры и в случае необходимости немного подправить изделие. Кроме этого, возможно придется сгладить некоторые изъяны в рисунке.

Обжиг и декорирование изразцов

Процедура обжига изразцов выполняется в два этапа. Сначала изделия закаливают в специальной печи при температуре 900 градусов на протяжении 4 часов. Затем печь выключается, но плитку нельзя доставать пока та окончательно не охладится. Суть в том, чтобы изразцы остыли медленно. После этого плитка становится твердой, но еще не достигает пика своей прочности. После первичного обжига изделие декорируют:

  • роспись масляными красками;
  • ангобирование – окунание в жидкую глину разных оттенков с добавлением ангоба. Ангоб нужен, если изразец не будет покрыт глазурью.

Глазурью можно покрывать как окрашенную плитку, так и вовсе не декорированную сразу после первичного обжига. Для этого изделие полностью опускают в глазурь. Глазурование – это необязательный этап, который можно пропустить. После декорирования изразцы проходят вторичный обжиг при более низкой температуре в течение 3 суток. Облицовка печей такими изразцами придаст вашему интерьеру необычный колорит.

Трудности, с которыми можно столкнуться

Поиск мастера

Отделка изразцами относится к высшему пилотажу печного искусства. Заказчикам бывает сложно найти профессионала своего дела – обычные печники просто не берут на себя ответственность, ведь комплект изразцов может стоить сотни тысяч рублей.

Геометрия

Во многих мастерских, особенно занимающихся ручным изготовлением штучных плиток, недостаточно внимания уделяется точному подгону граней по размерам. Если размеры элементов отличаются (порой до 1 см!), то даже самому лучшему печнику не удастся создать идеальную поверхность.

Изразцы Васнецовские для печи – образец

Штампованные элементы могут быть и дешевле и точнее в размерах, чем «авторский штучный товар». Если же керамика делается на заказ, убедитесь, что в мастерской калибровка изделий проходит до росписи и глазурования! Погрешность 1-2 мм в размерах – вполне допустима.

Время

Его нужно рассчитывать и начинать возведение печи задолго до отопительного сезона. Ведь даже если всё пойдёт гладко, изразцы подойдут один к другому и ничего не придётся переделывать и подгонять, от разработки проекта до первой протопки может пройти до 5 месяцев!

Готовая печь

Если есть готовая печь, которую хочется отделать изразцами – это уже трудность, поскольку по технологии, правильнее проводить облицовку параллельно с возведением кладки.

Вопреки древним традициям сегодня делают так: тело печи обтягивают сеткой, а к ней крепят изразцы. Используют печные смеси и клей.

Изразцы: что это?

Изразцы – изделия из керамики, которые отличаются от привычной плитки тем, что являются произведением искусства, так как в процессе производства используется техника ручной росписи, что делает их товаром уникальным и вызывающим неподдельный интерес у ценителей старины.

Рисунки на изразцах не повторяются, яркость красок позволяет сохранить глазурь. Эти элементы изготовляются из глины определенного сорта, проходят традиционный для керамики обжиг в печи, но от прочих их отличает необычная форма – короб. Она позволяет отделочному материалу эффективнее сберегать тепло. Изразец плотно прилегает в кладке, не оставляет зазоров, что делает ее прочной, долговечной и уникальной. Благодаря этому материалу можно вернуть к жизни старые печи, которые имеют непрезентабельный облик.

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;

способность выдержать любую температуру;

устойчивость к перепадам температур;

аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;

экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;

простота в уходе;

экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;

исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;

низкий показатель влагопоглощения;

тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;

длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;

историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Изразцовая печь в интерьере — фото

Печь облицованная изразцовой плиткойИзразцы для камина

Это интересно: Устройство сауны на балконе — советы по установке и оформлению

Устройство и особенности работы

Поверхность изразца может быть ровной или шероховатой, а оборотная — только вогнутой, заполняемой песком или битым кирпичом, насыпаемым в румпу. Это необходимо для создания своего рода термоподушки.

Изразцовая печь, построенная из специальных изразцов или облицованная кафелем, не только долго сохраняла тепло, более медленно отдавая его окружающему пространству, но и за счет термоподушки получала его, пусть и небольшую часть, обратно. А точки крепления, специально сделанные на оборотной стороне (кроме области румпы), также давали возможность не только более крепкого сцепления с кирпичной кладкой печи, но и синхронного с нею расширения при нагревании и сжатия при охлаждении. То есть, согласно специальному техническому термину, система позволяла им «дышать» вместе с печкой. Изразцы просты в уходе, так как легко моются. А также они накапливают на себе меньше грязи и пыли, по сравнению с известкой или кирпичной кладкой.

Изразцовая печь с толстенными стенками, позволившими обеспечить вполне приемлемые условия для существования человека в России в зимний период, были прозваны голландками. Видимо, за непременно наличествующий синий рисунок на кафеле в делфтском стиле, хотя на самом деле в Европу они попали уже из России. Но в истории так часто бывает. Сюжетами делфта являются морские пейзажи, корабли, люди разных сословий и занятий и тому подобные картинки из жизни. В середине позапрошлого века такой стиль породил народный промысел в подмосковной Гжели, существующий до сих пор.

Виды изразцов для печи и камина

По форме

Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:

плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;

угловые. Соответственно, для облицовки углов;

фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.

Формы изразцов

Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)

Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

По типу поверхности

Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);

— не глазурованные изразцы (терракотовые)не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.

Изразцы с рисунком- с рисунком;

Изразцы без рисунка- без рисунка.

По стилю орнамента

Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.

Голландские изразцыГолландские изразцы

. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.

Испанские изразцыИспанские изразцы

. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.

Немецкие изразцыНемецкие изразцы

. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.

Статья по теме: Ящик для картошки на балконе своими руками (фото)

Русские изразцыРусские изразцы

. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.

Ярославские изразцыЯрославские изразцы

. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.

По размеру

Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:

толщина изразца 45-50 мм;

размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.

Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.

По виду румпы

Простая румпа изразцапростые

. Румпа имеет наклонный срез;

Румпа изразца с бортикомс бортиком

. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.

Ячеистая (сотовая) румпа изразцаВстречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.

Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.

Особенности и преимущества

Украшение интерьера изразцами применялось с давних времен

Глиняные расписные плитки с рельефными изображениями были важной частью декоративно-прикладного искусства во многих странах Европы и Ближнего Востока. Сейчас украшать жилище подобным образом снова стало модным

Декоративные плитки в интерьере имеют следующие характерные особенности для дизайна:

Наиболее часто современные изразцы украшают традиционными орнаментами. При этом в разных странах элементы узоров, рельеф и цветовая гамма существенно различались, поэтому можно найти очень разнообразные изразцы, которые впишутся почти в любой интерьер. Наиболее часто изразцами украшают камины, подоконники, кухню и ванную комнату в домах в стиле кантри, в классических и неоклассических интерьерах, в обстановках в прованском стиле и в стиле модерн. Даже в сочетании с современными элементами мебели и модной необычной отделкой изразцы с традиционными орнаментами смотрятся удачно – такое решение подойдет, если вы цените эклектику в интерьере.

  • Сейчас делают изразцы и с современным абстрактными узорами – их значительно меньше, но подобные варианты можно найти. Очень часто современные изразцы не имеют росписи и окрашены в один цвет – при этом на них делается интересный рельефный рисунок. Подобные модели превосходно подойдут для модных интерьеров с лаконичным дизайном. В отличие от расписных изделий они не будут излишне пестрыми в минималистичном интерьере, однако позволят внести изюминку в привычный декор.
  • В традиционных интерьерах изразцами могли выложить весь каминный портал или всю стену вдоль кухни. В большинстве современных комнат подобное решение может смотреться излишне экстравагантно. Нередко изразцы сочетают с обыкновенной керамической плиткой – глянцевой или матовой с однотонным окрашиванием. В таком случае изразцы станут лишь ярким акцентом в обстановке комнаты и позволят освежить интерьер.

Декор помещения изразцами имеет целый ряд преимуществ. В частности – это достаточно простой и эффективный способ внести разнообразие в привычную обстановку, если прежний дизайн комнаты вам наскучил. Чтобы сделать интерьер интересным, отнюдь не обязательно затевать капитальный ремонт – такие яркие акценты, как изразцы, позволят привычной комнате заиграть новыми красками.

Еще одно преимущество изразцов – это, безусловно, многообразие изделий с самым разным декором. Вы сможете найти яркие или сдержанные варианты, модели с рельефом или же гладкие расписные плитки. Практически под любой интерьер удастся подобрать подходящий орнамент для изразцов. Наконец, большим преимуществом декоративных керамических плиток по сравнению со многими другими вариантами декора является их практичность. Качественные керамические плитки с правильно сделанным рельефом без острых углов достаточно сложно разбить, если они уже выложены по стене.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око», столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма. Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения. Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение. Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Как делают изразцы промышленным методом?

Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.

В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.

Этапы современного производства изразцов:

  • делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
  • готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
  • готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
  • будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
  • полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
  • на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.

Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.

Что это такое?

Плитка из керамики, украшенная разноцветной глазурью, использовалась еще в Древнем Египте для украшения стен и потолков. В Европе изразцы появились гораздо позже. Ими облицовывали печи в домах аристократии. В России такими изделиями вначале оформляли фасады и внутреннее убранство храмов. Позже изразцами стали облицовывать обогревательные устройства в жилищах.

Настоящая изразцовая плитка является наиболее дорогостоящим материалом, процесс изготовления которого – достаточно сложная и кропотливая ручная работа.

Сегодня отделка такой продукцией предметов интерьера и различных поверхностей снова стала модным направлением в оформлении дизайна домов и квартир. Форма плитки и технология ее производства совершенствовались столетиями, благодаря чему современная продукция поражает своим многообразием орнаментов и текстур. Широкий ассортимент дает возможность оформить печи или камины в общем стиле жилища, наполнив его красотой и уютом.

Изразцами называется изделие из обожженной глины, которое имеет некоторые отличия по своей конфигурации.

Как сделать изразцы своими руками

Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.

Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии с традициями русских мастеров.

Проверяем качество изразцов

Красивые изразцы для печи купить просто, выбрать качественную плитку намного сложнее. Оцените материал изразца – по-настоящему прочная плитка получается только из белой глины. Рассмотрите внимательно торец плитки изразцов – на нем должны отчетливо просматриваться крупные поры. Чем их больше, тем устойчивее изразцы к перепадам температур, а значит, тем прочнее и долговечнее получится облицовка изразцовой печи.

Поинтересуйтесь методом изготовления выбранной вами изразцовой плитки для камина или печи. Самыми надежными получаются изразцы, выполненные прессованием. Цена на плитку изразцов, выполненную методом продавливания, несколько ниже. Но будьте готовы к тому, что изразцы могут различаться по габаритам и иметь неровную форму. Покупать литые печные изразцы не стоит, они крайне редко бывают надлежащего качества.

На внешний вид изразцовой плитки сильно влияет количество обжигов изразцов. Единожды обожженный печной изразец будет иметь тусклый блеск и мелкие трещинки по лицевой поверхности. Покупать такую плитку не стоит – эти изразцы недолговечны, а облицовка из них смотрится неаккуратно.

Дизайн

Чтобы расписать печные изразцы, используются следующие технологии:

  • Работы выполняются с использованием обыкновенных масляных красок и называются холодной росписью. Перед этим элементы обрабатывают олифой, им дают высохнуть. Обычно на это нужно сутки или двое. После чего расписывают, снова дают просохнуть и покрывают масляным лаком. Подобный способ декорирования не предполагает обжиг изразцов в печи.
  • Роспись ангобами выполняется при использовании разных видов глины.

Выделяется два варианта подобной обработки:

Использование разведенной глины, густота которой напоминает по консистенции пищевую сметану. Сырье во время работы образует различные оттенки – от белого до темно-серого, могут также получаться красные или коричневые варианты цвета. От термической обработки тон росписи несколько изменяется.

По типу лицевой поверхности изразцы делятся на гладкие и рельефные элементы.

По виду поверхности выделяют глянцевые (глазурованные) изразцы или матовые и терракотовые (не глазурованные). Глазурь десятилетиями сохраняет свой первоначальный внешний вид и не нуждается в специфическом уходе. Также существуют фаянсовые типы изразцов.

По виду рисунка плитка бывает с орнаментом и без него.

Стиль росписи изразцовой плитки бывает:

  • Голландский – выполняется в синей цветовой палитре на белоснежном фоне. В основном, это морская тематика, мельницы и пейзажи.
  • Испанское направление характеризуется этническими мотивами, в которых отражаются образы Востока.

  • Немецкое направление, отличительной особенностью которого является правильность линий рисунка, а также простота и лаконичность. Такая продукция выполняется в стандартном размере и не требует дополнительной обработки перед отделкой поверхности.
  • Русский стиль отличается яркими красками и многообразием узоров. Как пример можно привести роспись хохлому. Данное направление можно разделить на виды по принципу зарождения в каком-то конкретном регионе, что отражается на форме рельефа, вариантах нанесения и видах изображенного рисунка.

Хохломская роспись зародилась в Нижегородской губернии, в деревне Хохлома. В Гжельской волости появились первые фарфоровые заводы, отсюда и одноименное название синих узоров на белом фоне. Подобные варианты декорирования изразцов широко применяются и сегодня.

Изразцовые элементы из города Дельф декорируются кобальтовой росписью. Фламандское направление предполагает роспись синими и белыми цветами, а также орнаменты шоколадных оттенков.

Изразцовый дизайн имеет массу вариаций не только по стилю, но и по подаче декора:

  • сложные рельефные картинки;
  • сюжетные композиции, освещающие определенные исторические моменты, повествующие о былинах или сказках разных народов;
  • узоры, относящиеся к определенной местности;
  • растительные композиции.

Исходя из размерной сетки, также можно составить определенную классификацию изразцов. Однако в этом случае необходимо учитывать, что у каждого изготовителя габариты элементов могут различаться. Объясняется такая особенность спецификой изготовления продукции.

Большинство образцов имеют следующие размеры: толщина элемента – от 40 до 50 мм при размере квадратного изразца – 200х200, 220х220 (в случае квадратного исполнения) либо 205х130 мм, когда изделие производится в виде прямоугольника. Такие габариты регламентируются соответствующими ГОСТами.

Исходя из типа румпы изразцы можно разделить на:

  • обычные изделия, где румпа имеет наклонный срез;
  • плитку с бортиком, благодаря чему крепеж элемента производить гораздо удобнее; эта особенность обеспечивается наличием крепежных отверстий;
  • существуют румпы со сложной конструкцией борта и несколькими камерами.

Отечественные и зарубежные производители изразцов для печей предлагают покупателям к ознакомлению свои каталоги с продукцией. Они содержат уже цельные композиции либо эскизы, из которых можно сложить желаемую картинку. Однако заказчик имеет возможность сделать заказ комплекта элементов, включающих в себя собственный вариант декорирования поверхности печи или камина.

6 этап – Подгонка утели по размерам

Ввиду усушки глины, на выходе получаются заготовки для изразцов разного размера. Нельзя сказать, что размеры изразцов будут сильно отличаться друг от друга, но подгонки их друг к другу не избежать. Это нормальное явление, которое обуславливается несколькими факторами: особенностью усадки глины, неоднородность наполнения формы глиной, неравномерное внутреннее напряжение при обжиге. Цвет заготовок также будет отличаться. Но, поскольку дальше предусмотрено окрашивание изделия это не имеет критического значения.

Изразцы, изготовленные на производстве, имеют одинаковую геометрию и меньшую разбежность в цвете. Размеры регламентируются ГОСТ 3742-47. Допустимая величина отклонения составляет 0,5-1 мм.

В случае, когда керамика (изразцы, плитка), изготавливаются своими руками, необходима процедура подгонки утели (ретификация), удаление верхнего слоя румпы для подгонки высоты, счесывание боковых граней.

Подгонка изразцов — видео

Примечание. Не стоит добиваться идеального прилегания поверхностей соседних изразцов, поскольку наличие зазоров позволит им двигаться при расширении. Кроме того, окончательная сортировка изразцов происходит уже после окраски. Более тщательно подгоняются декоративные изразцы – угловые и фронтальные. Поскольку они выполняются в единичном экземпляре.

Как правильно крепить изразцы на поверхность камина или печи

Основным способом крепления изразцов на поверхность камина или печи является их фиксация при помощи стальной проволоки. Кроме того, ряды изразцов, расположенные по вертикали или горизонтали фиксируются внутри себя стальными скобами, имеющими П-образную форму.

Для фиксации изразцов используется так называемый костыль – кусок стальной проволоки длиной до 5 миллиметров. Он вставляется в отверстие, просверленной в кирпичной кладке камина, после чего его торчащий конец загибается вверх. В стенках румпы изразца обычно оставляется специальное отверстие, в которое и продевается торчащий хвостовик костыля. В средней части костыля фиксируется еще один проволочный отрезок. Все свободные концы проволочных кусков прикрепляются к кирпичной кладке.

Схема укладки изразцов

Стальная скоба П-образной формы предназначается для стягивания рядов изразцов, расположенных по вертикали или по горизонтали. Между отдельными изразцами оставляют зазор до 3 миллиметров. В эти щели укладываются торчащие концы проволочных костылей крепления.

По горизонтали изразцы также можно скрепить между собой посредством проволоки. Для этого после размещения одного горизонтального ряда изразцов соседние костыли соединяются отрезками мягкой проволоки. Скручивая проволоку крючком – мастер добивается стягивания костылей. Оставшиеся концы также заделываются в швы между изразцами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.