Оглавление
- Нюансы выбора краски и расчёт
- Как правильно красить батареи отопления
- Разновидности краски для батареи
- Подготовка батарей к покраске
- Как правильно покрасить батарею своими руками
- Требования к лакокрасочному составу
- Последний штрих
- Как покрасить чугунную батарею?
- Простой вариант покраски батарей отопления
- Процесс окрашивания батареи
- Какой краской покрасить чугунные батареи отопления
- Как выполняется реставрация
- Разновидности составов для окрашивания батареи
Нюансы выбора краски и расчёт
На то, как радиатор отопления будет выглядеть после обновления его поверхности, ощутимо влияет качество краски. Поэтому она должна быть невосприимчивой к воздействию высокой температуры (до 100 градусов), устойчивой к истиранию и не выделяющей токсичные вещества.
Также на итоге работы по окрашиванию батареи сказывается тип красящей эмульсии. Каждый имеет свои особенности:
- Акриловая краска легко берётся кистью и не стекает по обрабатываемой поверхности, так как по консистенции она одинакова со сметаной. Батарея, покрытая ею, приобретает равномерный глянцевый оттенок, который не стирается и не сереет долгое время. Пока это красящее вещество сохнет, в воздухе может ощущаться слабый запах ацетона;
- Алкидная краска выбирается многими из тех, кто решил обновить радиатор отопления. Она имеет такие выгодные характеристики, как высокая термическая устойчивость, стойкость к изнашиванию и огромный спектр оттенков. Но такая красящая эмульсия засыхает не один день и пахнет чем-то едким, поскольку в её состав включён растворитель Стоддарда;
- Водно-дисперсионная краска. Она так названа, потому что при нанесении первого слоя требует добавления воды. Такая эмульсия высыхает на батарее в течение дня, а главное, — от неё не исходит резкий запах;
- Масляная краска. Она считается пережитком прошлого, отчего почти никем не применяется. Это красящее вещество не подходит для покрытия радиаторов отопления, так как оно спустя некоторое время становится блёклым, теряет блеск и испещряется трещинами.
Как рассчитать необходимое количество материала
Сколько красящей эмульсии потребуется на обработку поверхности радиатора отопления зависит от её площади. Одна секция радиатора отопления из чугуна равна 0,254 м2. Примерный расход краски на 1 м2 производители непременно указывают на этикетке банки, ведь у каждой эмульсии своя консистенция. На батарею из 9 рёбер обычно тратится больше половины банки, имеющей вес 0, 9 кг.
Инструменты
Кроме теплоизоляционной краски, для предстоящей работы необходимо приготовить следующие инструменты и средства:
- Мягкую и неширокую кисть для покрытия видимых участков радиатора отопления;
- Небольшую и изогнутую кисточку, облегчающую покраску внутренних элементов батареи;
- Болгарку, которую не тяжело держать в руках, с насаженной на неё железной щёткой;
- Ручной ёршик, чистящий металл;
- Грунтовку, предназначенную для обработки радиаторов отопления;
- Растворитель, чтобы обезжирить поверхность батареи.
Как правильно красить батареи отопления
Важно хорошо подготовить поверхность металла. Особенно если батареи или радиаторы имеют следы коррозии, отслоившуюся старую краску
Толстое многослойное покрытие, рыхлую ржавчину можно удалить с помощью шлифмашинки или дрели с насадками в виде металлической щётки. Для размягчения старого покрытия можно нагреть его строительным феном или воспользоваться специальными химическими составами — смывками. Размягчённую краску убрать шпателем или скребками.
Затем поверхность следует обработать наждачной бумагой, тщательно очистить от образовавшейся пыли и обезжирить.
Для увеличения срока службы покрытия рекомендуем перед покраской загрунтовать радиатор.
Обычно батареи окрашивают не в отопительный сезон. Исключением является наша краска Радикор — она отверждается и набирает механическую прочность при высокой температуре.
Для окрашивания можно воспользоваться краскопультом, валиком или кистью. Есть специальные виды кистей с изогнутой ручкой для окраски внутренних поверхностей секционных батарей.
Наносить краску рекомендуем в 2-3 слоя. Такое многослойное покрытие надолго защитит металлическую поверхность от коррозии.
Разновидности краски для батареи
Раньше ассортимент красящих состав в магазинах был скуден, из-за этого большинство людей красили батареи масляными красками. Сейчас покупателю предлагаются разные виды краски.
Масляная
Классический вариант окраски радиаторов, который актуален до сих пор. Со временем линейка продукции расширилась, появилось множество оттенков. Преимущества:
- устойчивость к нагреванию;
- готовый слой имеет высокий показатель прочности, плотности;
- покрытие медленно стирается от механических воздействий;
- при эксплуатации не выделяет вредных испарений.
Недостатки:
- во время работы состав выделяет неприятных стойкий запах, который нужно выветривать из помещений;
- сложно сделать равномерный слой из-за высокой плотности жидкой массы;
- под высохшей краской может появляться ржавчина, что со временем приведет к разрушению покрытия.
Из-за долгого высыхания на вертикальных поверхностях часто появляются подтеки.
Алкидная
Состав алкидных красок представляет собой основу из глифталевого или пентафталевого лака, который разбавляется различными добавками, пигментами. Преимущества:
- после высыхания получается гладкое красивое покрытие без подтеков;
- высокий показатель износоустойчивости;
- хорошая адгезия;
- не теряет цветность при эксплуатации;
- устойчивость к высоким температурам;
- дополнительная защита металлических оснований от образования ржавчины;
- низкая цена.
Недостатки:
- эмали, в составе которых содержатся растворители, имеют резкий запах;
- эмали, изготавливаемые на кремнийорганической основе, после высыхания образуют матовый слой, который многим не нравится.
Запах от эмалей на основе растворителей может появляться при сильном нагреве батареи. Поэтому они не подходят для аллергиков.
Алкидные эмали с кисточкой
Дисперсионная акриловая
Разновидность акриловых составов, устойчивых к длительному нагреванию. Преимущества:
- не имеют запаха;
- изначальный цвет сохраняется длительный промежуток времени;
- быстро высыхают;
- просты в нанесении.
В магазине необходимо обратить внимание на то, какая готовая поверхность должна получиться — глянцевая или матовая
Порошковая
Они устойчивы к длительным механическим воздействиям. Для нанесения таких красок нужно использовать пистолет, распыляющий состав по подготовленным поверхностям. Дополнительно электрический инструмент должен нагревать основание, незастывшее декоративное покрытие.
Силиконовая
Изготавливаются на основе силикона, который соединен с различными растворителями. Преимущества:
- Целостность декоративного покрытия сохраняется длительный срок. После высыхания окрашенные поверхности можно мыть химическими средствами.
- Не нужно дополнительно подготавливать основания перед нанесением красящего слоя.
- Высокий показатель устойчивости к высокой температуре.
- Не разрушается при длительном воздействии ультрафиолетовых лучей.
Составы на основе силикона дороже, чем другие виды красок.
Другие варианты лакокрасочных покрытий
Кроме основных типов краски, в продаже можно найти и другие ЛКМ:
- Серебрянка — многим нравится покрывать радиаторы алюминиевой пудрой, смешанной с олифой, лаком. Высохший слой устойчив к высоким температурам, но при проведении работ выделяет вредные испарения.
- Красящие составы на основе силикатных смол. Устойчивы к нагреванию, образуют равномерный слой. Выделяют неприятный запах при нанесении.
- Молотковые — разновидность алкидных составов, с помощью которого можно создавать нехарактерные поверхности, с декоративными трещинами, неровностями. С их помощью восстанавливают старые чугунные батареи.
Подготовка батарей к покраске
Процесс подготовки радиаторов к покраске является очень важным этапом работ, так как он необходим для выполнения нескольких задач:
- Одна из задач — повышение адгезионных способностей материалов, а также защиты металла от возникновения коррозии.
- Если же батареи старые, покрытые несколькими слоями краски, их очистка необходима для увеличения теплоотдачи.
Все работы как по подготовке поверхностей, так и по их окрашиванию рекомендуется осуществлять по окончании отопительного сезона. Исключением может быть применение красок и грунтовок, рассчитанных на нанесения их на горячие поверхности.
Итак, подготовка радиаторов к покраске состоит из нескольких операций:
Очистка поверхностей от пыли и жирного налета. Пыль, скопившаяся внутри секций, удаляется с помощью пылесоса со щелевой насадкой или же узкой щеткой. Можно применить также мокрый способ очистки, использовав воду с моющими средствами. Если же на батарее образовались жировые загрязнения, что нередко случается в кухонных условиях, то удалить их можно средством для мытья посуды. При необходимости, на сильнозагрязненные места накладывается влажная ткань, под которой жирные пятна размягчаться и их легче будет счистить.
Очистка чугунных радиаторов с помощью металлической щетки-насадки, установленной на шлифмашинку. Работа грязная и утомительная, но, увы, без нее качество будет не то…
Очистка от ржавчины и старой краски. Далее, новые батареи необходимо очистить от налета ржавчины, а старые — от многочисленных слоев краски. Существует два способа очистки — это механический и химический.
— Механический способ более трудоемкий и займет довольно много времени. Он осуществляется с помощью металлической щетки закрепленной на шлифовальной машинке или же в патроне электрической дрели. Однако, этот способ подходит только для чугунных радиаторов. Современные батареи, изготовленные из тонкой листовой стали или цветных металлов жесткой металлической щеткой можно серьезно повредить. В любом случае, работать следует на невысоких оборотах. Краска с поверхности батарей должна быть снята полностью.
— Другой способ очистки — это применение химических составов, с помощью которых краска или ржавчина смывается с поверхностей. Составы производятся в виде раствора, пасты, геля или аэрозоля.
Смывка для удаления краски с деревянных и металлических поверхностей
Каждый из вариантов химических составов используется по-разному — на упаковке производитель дает инструкцию по их применению, которой необходимо четко придерживаться. Например, пастообразные вещества наносятся на поверхности с помощью кисти с натуральной щетиной, после чего батарея закрывается полиэтиленовой пленкой на срок, определенный производителем. Время воздействия может варьироваться от двадцати минут до нескольких часов. Краска должна размягчиться, после чего с широких поверхностей ее счищают шпателем, а ее остатки механическим способом с помощью металлической щетки.
Удобны в применении аэрозольные варианты смывок, так как при распылении они проникают в самые труднодоступные места секций радиатора. Принцип действия этих составов сопоставим с любым видом смывок — краска размягчается, затем снимается шпателем и щеткой.
Однако, следует предупредить, что химические составы — небезобидны. Они обладают резким едким запахом, поэтому помещение, где они используются должно хорошо проветриваться. Кроме этого, необходимо обезопасить дыхательные пути респиратором, а руки —защитными перчатками. Выбирая этот способ очистки, необходимо приобретать составы, на которых указано, что они безопасны при нанесении на металл.
Чтобы краска хорошо легла на поверхность, рекомендуется предварить окрашивание нанесением слоя грунта
Грунтование радиаторов. Следующим этапом идет нанесение грунта на очищенные поверхности. Такая обработка предназначена для предотвращения появления очагов коррозии, а также для создания оптимальных условий для адгезии окрасочных материалов. Выбранный для грунтования состав должен быть предназначен для металлических поверхностей и быть совместимым с краской, которой будут окрашиваться радиаторы.
Если приобретается краска отечественного производства, то под нее хорошо подойдет грунт ГФ-021. При использовании окрасочных составов зарубежных производителей можно применить грунт «Sigma» или «Dulux».
К финальному этапу покраски переходят после полного просыхания грунтовочного слоя.
Как правильно покрасить батарею своими руками
Если производителем в инструкции не указана возможность нанесения состава на старую краску, то радиаторы требуют предварительной промывки, очистки от старого красочного слоя, затем грунтования и окраски в 2 слоя.
Работы ведут в защитных очках, респираторе и перчатках.
Внимание! Комплект спецодежды – лучшая защита от вредной пыли и химии. Чтобы уберечь пространство вокруг радиатора от случайных брызг, поверхности защищают полиэтиленовой пленкой, картоном или бумагой
Протирка радиатора
Кистью или пылесосом удаляется накопившаяся пыль, мелкий мусор.
Моющим средством тщательно промывают все внутренние и наружные поверхности.
Удаляют старый красочный слой одним из 3 способов:
- смывают химическим составом;
- удаляют механически с помощью дрели и специальных насадок – щеток;
- размягчают старую краску строительным феном или горелкой, снимают шпателем.
Удаление старой краски
Химические составы для удаления старой краски (смывки) выпускают в виде жидкости или аэрозолей.
Важно! Выбирая смывочный раствор, обратите внимание на состав: он должен включать компоненты, предупреждающие коррозию. Размягченный красочный слой снимают шпателем, подойдет и тряпка. Удаление краски без размягчения делают при помощи дрели с насадкой-щеткой с металлическими зубьями
Отчистив старую краску, поверхность обеспыливают: вручную – кистью, щеткой или пылесосом
Удаление краски без размягчения делают при помощи дрели с насадкой-щеткой с металлическими зубьями. Отчистив старую краску, поверхность обеспыливают: вручную – кистью, щеткой или пылесосом
Размягченный красочный слой снимают шпателем, подойдет и тряпка. Удаление краски без размягчения делают при помощи дрели с насадкой-щеткой с металлическими зубьями. Отчистив старую краску, поверхность обеспыливают: вручную – кистью, щеткой или пылесосом.
Ошкуривание поверхности
Поверхность радиаторов ошкуривают до металла. Эту работу можно выполнить вручную, наждачной бумагой, но быстрее и качественнее бывает очистка с помощью шлифовальной машинки.
Обеспыленную поверхность обезжиривают, если планируется покраска алкидными составами – бензином или уайт-спиритом, при окраске акрилом – ацетоном.
Грунтовка
Перед грунтованием изъяны, крупные неровности шпаклюют. Применяют шпаклевку по металлу, рассчитанную на высокие (от 80 °С) температуры (эпоксидную, автомобильную). Высохший слой ошкуривают, обеспыливают и обезжиривают.
Грунтовку подбирают в соответствии с краской. Некоторые производители разрешают вместо грунта использовать разжиженную водой или растворителем краску (5% от объема). Подробно этот момент должен быть описан в инструкции к краске.
Окрашивание
Чтобы правильно покрасить батарею, нужны кисти-флейцы: средней ширины с прямой ручкой и узкая с изогнутой ручкой.
Внимание! Вместо флейца с изогнутой ручкой можно сделать тамповку из куска поролона, закрепленного на проволоке. Проволоку легко загнуть под нужным углом, все труднодоступные места легко прокрасить
Загрунтованное металлическое основание практически не впитывает краску.
Поэтому, чтобы избежать потеков, на кисть набирают немного краски, тщательно распределяют ее по поверхности тонким слоем.
Баллон с аэрозольной краской держат вертикально на расстоянии 30 см от поверхности, наносят состав зигзагообразным движением.
Последовательность окрашивания – тыльные поверхности сверху вниз, затем верх, боковые и внутренние части, в последнюю очередь – лицевую сторону и низ батареи.
Второй слой краски наносят по просохшему первому слою.
Требования к лакокрасочному составу
Используемая красящая смесь должна соответствовать ряду следующих критериев:
Защита от отрицательного воздействия коррозии. В составе должны присутствовать антикоррозионные элементы, что при прямом контакте с корпусом исключат вероятность разрушения покрытия.
Термостойкость. Смесь, которой будет вскрыта батарея, должна хорошо переносить температуру в диапазоне 80-90°C и не терять собственных технических характеристик на протяжении указанного изготовителем периода времени.
Стойкость к истиранию. При прямом контакте с различными предметами, а также при использовании обогревателей, осушителей и других приборов покрытие не должно становиться более тонким.
Экологичность
Важно, чтобы в составе не было элементов, способных нанести вред здоровью.
Адгезия. Нужно, чтобы смесь имела высокий уровень сцепления с обрабатываемой поверхностью
Помимо этого она не должна отслаиваться в процессе нагрева и остывания батареи.
Устойчивость цвета. Обязательное условие, поскольку вскрытие отопительного прибора осуществляется также с задачей придать ему большей привлекательности.
Качественная краска для радиаторов должна соответствовать всем вышеуказанных критериям, а не лишь некоторым из них.
Последний штрих
Последним этапом является непосредственный декор радиатора отопления. Многие задаются вопросом, как украсить чугунную батарею. Для этого достаточно проявить немного воображения. Сделать батарею необычной поможет ее покраска в необычный цвет.
Например, на радиаторах в детской комнате можно нарисовать забавных мультяшных героев, используя шаблоны. Можно придумать рельефный узор и закрасить его другим цветом. Рассмотрим некоторые варианты более подробно.
Для создания рельефного узора на батарее вам понадобятся бумажные жгутики. Их можно накрутить из салфеток, бумага должна быть тоненькой. Делаете столько бумажных заготовок, сколько вам потребуется для узора. Желательно разложить весь рисунок предварительно на подоконнике.
Далее наносите первый слой краски. И пока она не засохла, прикрепляете жгутики, формируя рельеф будущего узора. Ждете, пока краска подсохнет. Вторым слоем закрашиваете полностью батарею и бумажные жгуты.
В настоящее время очень актуально оформление предметов с эффектом «старины». Если ваш интерьер позволяет, то можно, к примеру, закрасить радиатор черной краской и при помощи губки с золотой или бронзовой краской, нанести легкие штрихи. Эффект потрясающий.
Если не хочется мучиться и вырисовывать разные узоры можно воспользоваться декоративными экранами. Есть стандартные варианты защитных экранов, есть уникальные модели с красивыми ажурными вставками. Цвета самые разнообразные. Вы в любом случае сможете подобрать для себя подходящий вам вариант. Таким образом, вы можете с легкостью сделать красивые чугунные радиаторы.
Очень красиво смотрятся деревянные экраны. Если ваша батарея расположена не под окном, то верх экрана можно использовать, расставив на нем красивые рамки с фотографиями, статуэтки. Только не ставьте цветы, им будет там слишком жарко. Такие экраны могут в дополнение быть оснащены небольшими ящичками, с одной или с каждой стороны экрана.
Идеальное решение для небольших комнат: красивый экран, эффектно скрывающий батарею плюс удобная полочка и тумбочка, в которой можно хранить любые вещи. Стоит отметить, что использование защитных экранов практически не сказывается на тепловом эффекте от батарей.
Как покрасить чугунную батарею?
Если батарея не новая и уже не раз крашеная, желательно снять старую краску. Ведь чем больше слоев — тем меньше тепла. Если радиатор красили более двух-трех раз — это уже критично. Чтобы снять старую краску, нужно использовать специальную смывку (химическое средство для удаления старой краски), скрупулезно следуя прилагающейся инструкции.
Смывка смягчает пленку краски и уменьшает ее сцепление с поверхностью. В результате краска легко счищается скребком, шпателем или тряпкой.
Не всегда требуется снятие старой краски. Если батарею красили только 1-2 раза и краска держится хорошо, можно наносить эмаль поверх прежних слоев.
Очистив радиатор от краски, следует его хорошенько помыть. Далее поверхность можно подшлифовать, чтобы хотя бы частично сгладить многочисленные шероховатости, типичные для отечественных чугунных радиаторов. Для этого можно использовать наждачку или корщетку. Здесь главное — не перестараться, потому что чрезмерная шлифовка может сделать батарею более хрупкой. На идеальный результат рассчитывать все равно не стоит — абсолютной гладкости добиться не удастся.
После шлифовки — грунтовка. Как уже было сказано, потребуется антикоррозийный грунт по металлу. Грунтовка должна полностью высохнуть, и только после этого можно красить.
Если батарея очень старая, окрашенная впервые аж в 50-60-ых годах — целесообразно приобрести новый радиатор. Во-первых, счистить многочисленные слои краски будет совсем непросто. Во-вторых, у чугунных радиаторов тоже есть срок годности. Чем дольше батарея служит — тем хуже она греет, ведь внутри скапливается налет, препятствующий циркуляции воды. К тому же старые радиаторы начинают ржаветь, а иногда и протекать. Если слоев краски очень много, смывку придется использовать несколько раз, а хорошая смывка стоит недешево. Новая батарея, возможно, обойдется в ту же сумму.
Теперь поговорим о следующем этапе — окрашивании. Рекомендуется красить только холодные радиаторы, так как на горячих краска слишком быстро высыхает. Не хватает времени, чтобы нормально распределить краску по поверхности. Это становится причиной различных изъянов: «проплешин», подтеков, следов от кисти и т.п. Более того, некоторые краски, если наносить их на горячую батарею, могут сморщиваться.
Удобно красить радиатор кистью. Если батарея холодная, а краска достаточно жидкая, пленка ложится равномерно и гладко. Если позволяют условия, можно использовать краскопульт или краску в баллончиках.
Чаще всего одного слоя недостаточно. Необходимо дождаться высыхания первого слоя и только потом нанести второй.
Простой вариант покраски батарей отопления
Инструкция, как быстро покрасить батареи и привести их в нормальное состояние, зависит от времени, в течение которого эту работу необходимо выполнить.
Можно воспользоваться простым способом, при котором:
- Поверхность прибора подготавливают в два этапа. Сначала наслоения красящего состава прогревают газовой горелкой или строительным феном, а потом удаляют жестким шпателем и защищают поверхность металлической щеткой. Кстати, зашкуривать наждачной бумагой батарею под покраску очень и очень утомительно и занимает много времени.
- Влажной тряпкой удаляют остатки ржавчины и пыль.
- Потом краску, разведенную до состояния жирного молока, наносят в два слоя с просушкой каждого из них в течение не менее суток.
При покраске необходимо придерживаться нескольких правил:
- Не надо пытаться покрасить прибор за один раз, когда слой краски просвечивается. Лучше потратить 24 часа на просушку и после этого нанести следующий слой, в противном случае окраска получится неравномерной, появятся наплывы. Но, если это произошло, можно устранить недостатки, для чего участок поверхности нужно вновь зачистить и сверху нанести еще один тонкий слой.
- Когда требуется покрасить горячие батареи, следует за один раз набрать на кисть совсем немного краски, быстро растереть ее максимально тонким слоем в условиях хорошо проветриваемого помещения.
Процесс окрашивания батареи
Первоначально рекомендуется соблюдать следующее правило: лучше вскрыть радиатор 2 тонкими покрытиями краски, чем 1 толстым.
С первого раза имеется низкая вероятность идеально качественно выполнить нанесение красящего состава. Если наносить краску толстым покрытием, то эффект будет противоположным, поскольку в таком случае возникают густые и непривлекательные подтеки.
Для окрашивания нужно покупать не менее двух малярных кистей: одну обыкновенную, другую для вскрытия труднодоступных участков с наличием продолговатой выгнутой рукояти, посредством которой комфортно обрабатывать смесью задние стенки и внутренние поверхности радиатора. Перед нанесением краски нужно распушить ворс используемых инструментов, чтобы произошло выпадение недостаточно хорошо удерживаемых волосков.
Первым делом необходимо вскрывать краской верхние участки внутри отопительного прибора, а после расположенные снизу. Дальше можно начинать окрашивать батарею снаружи. Наносить на нее краску требуется также сверху вниз. Повторное окрашивание следует выполнять лишь по завершении полного высыхания ранее нанесенного слоя, о чем в основном указывается на емкости с применяемой смесью. Если после первого вскрытия на поверхности останутся неровности и подтеки, то по окончании застывания покрытия подобные дефекты нужно убрать наждачной бумагой. Следом за этим убрав пыль и грязь, образовавшиеся в процессе предыдущего процесса нужно нанести второй слой краски, на чем процесс окрашивания можно считать завершенным.
Узнав как покрасить чугунную батарею в домашних условиях и соблюдая все вышеописанные этапы и действия в ходе работ, удастся добиться качественного результата и избежать возможных ошибок.
Видео:
Вас может заинтересовать:
Как снять водоэмульсионную краску с потолка качественно термическим, механическим и другими методами
Чем оттереть монтажную пену с металлической двери: снятие свежей и застывшей смеси
Как выбрать краску для обоев под покраску с учетом разновидности обойных полотен
Какой краской покрасить чугунные батареи отопления
В первую очередь необходимо определиться с тем, какой конкретно краской можно покрасить чугунный корпус. Сделать это достаточно просто, ассортимент невелик, для радиаторов отопления обычно используют три-четыре основных вида лакокрасочных материалов:
- Прозрачный алкидный лак с серебрянкой или титановыми белилами;
- Автомобильная подкраска в аэрозольной упаковке;
- Акриловая и водно-дисперсионная краски.
Если есть возможность, то можно приобрести так называемую молотковую краску. Если покрасить по правилам, то после высыхания слой получается с блеском и словно чеканной поверхностью. Прочность покрытия молотковой смесью намного выше, чем у стандартных алкидных или акриловых материалов, но и толщина слоя получается заметно выше. Соответственно, расход краски на чугунные батареи, даже если покрасить распылителем, возрастет на 50-60%.
Силиконалюминиевая краска- дорого, но эффективно
Важно! Такая обработка надежно защищает чугунную основу батареи от любых механических повреждений, царапин, воздействия моющих-чистящих веществ. Но правильно покрасить можно лишь новую чистую батарею, без следов старых ЛКМ
Единственным весомым недостатком подобного решения является непривлекательной серый цвет батареи.
Серебрянка и бронзовка
Один из способов правильно покрасить чугунные радиаторы заключается в использовании лакокрасочных материалов с наполнителем в виде металлического порошка, обычно алюминиевого или бронзового. Металлический наполнитель в лаке увеличивает теплопроводность, тогда как окись титана, цинка, свинца зачастую ухудшают теплоотдачу.
Серебрянка оказывается наиболее долговечным покрытием
Перед нанесением краски поверхность не грунтуют, а зачищают до металлического блеска и, желательно, обрабатывают пассивирующим составом. Прежде чем покрасить чугунные батареи отопления своими руками, металл затирают ветошью, смоченной ацетоном либо растворителем №646.
Алкидные и пентафталевые краски
Одни из самых сложных лакокрасочных материалов, покрасить чугунный корпус можно, но лишь на 4-5 лет службы. Краска вязкая, приходится добавлять большое количество растворителя, иначе покрасить чугунную батарею внутри регистров будет очень сложно.
Дает очень толстое покрытие, даже при однократном окрашивании поверхности. Поэтому, если принимается решение покрасить радиатор алкидной эмалью, то лучше выбирать специализированные составы и выполнить окрашивание в один слой.
Акриловые и водно-дисперсные краски
В продаже можно встретить специальные акриловые водно-дисперсионные лакокрасочные материалы. Они дают достаточно красивое покрытие, если требуется красиво покрасить чугунную батарею отопления, то лучше выбрать акриловую теплостойкую эмаль.
Водно-дисперсионные считаются неплохими для обработки регистров, но для чугунной батареи лучше не использовать. Водоэмульсионка плохо защищает металл, а кроме того, при интенсивном нагреве часто желтеет и покрывается серой пылью.
Чем не стоит пытаться покрасить чугунную батарею
Помимо перечисленных вариантов, существует еще как минимум пару сортов краски, которыми красить чугун не имеет смысла. Не стоит красить полиуретановыми и латексными красками, они дают очень толстый слой, что увеличивает тепловое сопротивление и ухудшает теплоотдачу. А кроме того, материал очень быстро стареет и покрывается трещинами.
Примерно такими же свойствами обладает масляная краска. В течение первых двух-трех лет после окрашивания лакокрасочный слой на чугунной батарее будет выглядеть абсолютно идеально, но греть радиатор будет очень плохо.
Как выполняется реставрация
Чугунные радиаторы характеризуются большим рабочим ресурсом. Чтобы вернуть им изначальные эксплуатационные
свойства, характеристики и внешний вид, необходимые действия выполняются в следующей последовательности:
1. Проводится промывка внутреннего пространства с применением химических реагентов. Они убирают грязь,
ржавчину.
2. Батарея разбирается. Этот этап является самым сложным. Раскручиваются старые ниппели, секции. При этом
задействуют нагревательные приспособления. Под воздействием температуры металл расширяется и освобождает
ниппель. Таким образом, упрощается разбор.
3. Проводится механическая чистка. На этом этапе выполняется пескоструйная обработка, после которой радиаторы
остановятся эстетичными.
На завершающем этапе реставрации проводится покраска радиатора с использованием особых лакокрасочных
составов.
Сохраняют заданную при обработке эстетичность несколько десятков лет.
Разновидности составов для окрашивания батареи
При покраске батареи в первую очередь необходимо обращать внимание на техническую составляющую красителя. Но и эстетические характеристики играют не последнюю роль
Преимущества акриловых красителей
Убить двух зайцев сразу позволяют акриловые краски, которые принадлежат к группе водоэмульсионных красителей. Несомненным их достоинством является то, что они не выделяют вредных веществ, не имеют запаха, безопасны для человека. Они быстро сохнут (примерно 30 минут при температуре 18-23 градуса), обладают влагоотталкивающими свойствами, образуют очень прочное покрытие, устойчивое к механическим воздействиям.
Технические и эстетические характеристики акриловых красителей отлично подходят для отопительных приборов
Ну и, пожалуй, самое главное – отлично выдерживают высокие температуры, не утрачивая своих свойств и не меняя первоначального вида на протяжении семи-восьми лет.
В течение этого времени они не приобретут желтый оттенок, не потрескаются и не облупятся. Коэффициент белизны акрилового красителя составляет 96%, цвет получается очень сочным и ярким, а поверхность по виду напоминает пластиковое покрытие с небольшим блеском.
Особенности алкидных составов
Алкидные краски отличаются высокой термостойкостью и также подходят для окраски батареи. По прочности они превосходят акриловые составы, обладают антикоррозийными свойствами, хорошо ложатся на поверхность, образуя ровное и красивое покрытие.
Однако они не являются настолько безопасными, как краски, имеющие водную основу. Растворитель, входящий в их состав, вызывает неприятный запах, который остается в помещении как минимум сутки.
Сохнут краски достаточно медленно, а специфический запах может сохраняться даже после высыхания. Алкидные красители можно использовать только в хорошо проветриваемом помещении, и желательно его вообще покинуть до полного выветривания запаха.
При работе с алкидными составами нужно соблюдать меры предосторожности и тщательно проветривать помещение
Еще один существенный недостаток – краски относительно недолго сохраняют свой цвет и со временем начинают желтеть. Если вы все-таки решите покрасить батарею алкидной краской, то лучше выбирать состав, образующий глянцевое покрытие. В этом случае срок, в течение которого радиатор будет оставаться белым, увеличивается примерно на 20%, в сравнении с матовыми и полуматовыми красками.
Другие виды краски для отопительных приборов
Для окрашивания батарей отопления подходят краски на основе алюминия и силикатных смол, образующие на поверхности плотный и эластичный слой, на котором не появляются трещины даже при температурных перепадах.
Силикатные краски отличаются высокой адгезией и не требуют предварительного грунтования поверхности, они рассчитаны на работу при очень высоком температурном режиме. Их недостаток – сильный неприятный запах.
Еще один вид красок, на которых стоит остановиться – молотковые, являющиеся разновидностью алкидных составов. Они образуют достаточно интересное, но весьма специфичное покрытие. После их нанесения поверхность получается не гладкой, а как бы побитая молотком (отсюда и название) или с эффектом чеканки.
Молотковые краски отлично скрывают все неровности чугунного радиатора — свойство, весьма полезное для владельцев домов со старой системой отопления
Существенным преимуществом молотковых красителей является то, что неоднородная фактура сделает незаметными различные шероховатости, неровности и другие мелкие дефекты радиаторов. Это свойство особенно ценно, когда речь идет о покраске старых чугунных батарей советской эпохи, шероховатая поверхность которых полностью скроется за оригинальным покрытием.
Очень часто для покраски радиаторов используют серебрянку, которая представляет собой смесь лака и алюминиевой пудры. Она прекрасно выдерживает высокую температуру, ее можно наносить как на грунтовку, так и на старое покрытие. Однако краска имеет стойкий запах, поэтому во время и после ее нанесения помещение нужно хорошо проветривать.
Серебрянку можно приобрести в готовом к нанесению виде. Можно самостоятельно приготовить состав, смешав две части алюминиевой пудры с пятью частями лака
Алюминиевая пудра — взрывоопасное вещество. Процесс самостоятельного приготовления довольно рискован. Не стоит к нему прибегать, если в доме есть легко возгораемые конструкции, и тем более маленькие дети.

Эта тема закрыта для публикации ответов.