Монтаж вентиляции: правила установки, необходимый инструмент

Алан-э-Дейл       06.11.2023 г.

Соединения для металлических воздуховодов

Основные способы соединения подобных элементов – фальцевые или сварные. В большой степени это зависит от толщины используемого металла. Если для изготовления применяется тонколистовая сталь (не более 1-1,5 мм толщиной), то выполняют фальцевое соединение.

При большей толщине стенок понадобится сварочный аппарат. От того, как выполнена стыковка, зависят герметичность всей системы, ее производительность, работоспособность, долговечность. Наиболее типичные фальцевые, сварные соединения:

Принципиальная схема конструкции воздуховода из оцинкованной стали на фланцевых соединениях.

  • на отдельном фальце, имеющем двойную отсечку, с защелкой (относится к бесфланцевым соединениям воздуховодов);
  • на угловом, поперечном или лежачем фальце;
  • посредством специальной планки, рейки;
  • встык и встык с использованием отбортовки;
  • внахлест.

Способы соединения воздуховодов с прямоугольным, круглым сечением имеют свои особенности. Чаще всего для фиксации деталей используют фланцы, бандажи, шины, а также ниппельный (муфтовый) способ и раструбный.

Стыковка круглых воздуховодов

Для соединения элементов, имеющих круглое сечение, сегодня применяют 3 основных способа стыковки. Один из наиболее распространенных методов – фланцевый, он используется при фальцевом способе соединения.

Для этого из металлической полосы (если требуется стыковать детали малого диаметра) либо угловой стали изготавливают фланец, который крепится на воздуховоде посредством отбортовки. Последняя гарантирует герметичность и надежность крепления (не забывайте, что отбортовка не должна закрывать сечение). Помимо фланцевого метода, существует еще несколько:

Принцип действия воздуховода.

  1. Бандаж. Удобный способ соединения, особенно хорошо подходящий для химических производств. На воздуховод, имеющий заранее отбортованные торцы, надевают бандаж, при этом внутреннюю полость заполняют различными герметизирующими мастиками. Если речь идет о химическом производстве, то используются мастики, стойкие к агрессивным средам. Метод отличается высокой надежностью, однако ввиду сравнительно высокой стоимости бандажей последние в быту используются нечасто.
  2. Соединение с использование ниппеля (или муфты). Разница между этими двумя деталями заключается в том, что муфта закрепляется снаружи воздуховода, а ниппель – внутри. Наиболее простой и недорогой ниппель отличается отсутствием уплотнительных прокладок. Более дорогая деталь имеет от одного до двух уплотнителей. При использовании бюджетного варианта ниппеля стык впоследствии необходимо герметизировать посредством алюминиевой уплотняющей ленты или полимерного скотча. Предпочтительнее использовать более дорогой ниппель с жаростойкими прокладками, потому что существует риск износа или даже выгорания герметизирующей ленты. Все вышесказанное относится и к муфте.
  3. Раструб. Данный вариант подразумевает заход одного элемента в другой. Здесь может быть использована одна из двух разновидностей: либо воздуховод сделан в виде конуса, либо на концах изделия уже имеются сужения (расширения). Для вентиляционной системы подобное соединение не подойдет из-за недостаточной герметичности, но для обустройства вытяжки, обладающей естественной тягой, использование раструбов вполне уместно.

Стыковка прямоугольных изделий

Здесь используется два основных способа стыковки: фланец, шина. Первый вариант такой же, что и соединение круглых воздуховодов, второй практикуется при создании общеобменной вентиляции. Но методы имеют и свои особенности:

Воздуховод в двухэтажной бане.

Фланец. На изделии с прямоугольным сечением фланец обязательно должен быть прикреплен к воздуховоду (если он круглый, то это необязательно), в противном случае возможно проседание и разгерметизация. Наиболее часто детали скрепляют точечной сваркой – метод простой и быстрый, однако недостаточно качественный, особенно если речь идет об оцинкованных деталях. Цинк может прогореть, и через пару лет в месте сварки начнется коррозия, которая ослабит фиксацию. Поэтому желательно для крепежа использовать заклепки, покрытые веществом, стойким к коррозии. Шина. Деталь изготавливают из профиля (предпочтительнее – оцинкованная сталь), на полный периметр воздуховода. При этом необходимо использовать угловые вставки, соединяющие стороны. Если сторона изделия превышает 20 см, то потребуется поставить фиксирующий замок, который обеспечит герметичность

Особое внимание стоит обратить на герметизирующие прокладки: лучше, если они будут поролоновыми или из ленточной, пористой резины толщиной 4-5 мм

Первые шаги по установке воздуховода к стене

После выбора нужного типа воздуховода необходимо правильно произвести его установку. Если воздуховод устанавливается к стене, то нужно учитывать множество особенностей и тонкостей. Первое, что необходимо сделать, разметить на стене точки, к которым будут присоединены . Следует позаботиться о том, чтобы средства транспортировки секций вентиляционного устройства находились у вас под рукой. Они понадобятся для быстрой сборки конструкции.

https://youtube.com/watch?v=aG-ZPsV3c-M

Перед тем как начинать установку, на наружную стену должны быть установлены крепления, консоль с блоком и лебедка с отводным блоком. Далее необходимо сконструировать блок и присоединить к нему стропы. Далее его нужно поднять на необходимую высоту. Так как установить блоки ровно и правильно с первого раза едва ли получится, их можно выровнять с помощью специальных оттяжек. Обязательно следует проверить надежность крепления. Блоки должны плотно и герметично соединяться друг с другом, образую конструкцию вертикальных воздуховодов.

Типы конструкций

Для газо- и нефтепровода, для технической системы и для подачи горячей воды или сжатого воздуха по понятным причинам используются разные изделия с разными характеристиками. Поэтому первым требованием, которому должны удовлетворять опорные конструкции, выступает соответствие материала. Это не всегда означает полное совпадение, но это означает соответствие задаче: фиксация, гашение вибрации, стойкость к температуре и так далее.

Различают 2 основных типа конструкций: подвижные и неподвижные.

Подвижные – или скользящие, используются для гашения вертикальной нагрузки. Кроме того, они помогают равномерно распределить тепловую деформацию. Этот вид конструкций позволяет изменить положение трубопровода относительно опоры. Для расчетов имеет значение не столько назначение – передача газа, сжатого воздуха, сколько общий вес трубы с содержимым.

Различают несколько видов моделей:

катковые – в конструкцию вмонтированы катки, что обеспечивает линейную подвижность стального трубопровода;

хомутовые – или приваренные. Представляет собой подвески, с помощью которых коммуникации закрепляются на потолок;

пружинные – оснащаются пружинным амортизирующим блоком. Может сочетаться с хомутом;

опорное кольцо – вариант скользящей системы, в которой подвижность обеспечивается за счет материала конструкции. Это бескорпусная опора, которая выполняется из полимера, то есть, обладает высоким коэффициентом теплового расширения.

Неподвижные – в отличие от подвижных полностью исключают линейные или угловые смещения. Порой конструкционно они очень похожи на скользящие – хомутовые, например, но благодаря жесткой фиксации гарантируют неподвижность трубопровода.

Различают такие варианты неподвижных опор:

  • корпусные приварные – конструкции соединяются с трубами посредством сварки. Устройство могут иметь разное, однако с трубопроводом, по сути, образуют единое целое;
  • корпусные хомутовые – закрепляются на трубах за счет плоских или круглых хомутов;
  • бугельные – разновидность хомутовых: модели оснащены дополнительные ребрами жесткости, что повышает их эксплуатационные качества;
  • крутоизогнутые – специальные конструкции, предназначенные для фиксации труб на участках сгиба;
  • вертикальные крепления – представляют собой прочные лапы, приваренные к вертикальной поверхности;
  • щитовые – похожи по конструкции на вертикальные, но используются при прохождении коммуникаций сквозь стены.

Различное устройство опорных конструкций предполагает разное расстояние между ними. Однако последнее определяется не только типом изделия, но и характеристиками труб. Для расчетов все эти факторы нужно учитывать.

Как совместить гипсокартонный потолок с воздуховодами

Воздуховоды прекрасно «уживаются» с гипсокартонными потолками. Полое пространство между потолочным перекрытием и ГКЛ отлично подходит для прокладки вентиляционных коммуникаций. Альтернативный вариант – закрыть воздуховод коробом из гипсокартона.

Прячем в потолочном пространстве

Если потолки в помещении достаточно высоки, с маскировкой вентканалов проблем не будет. Для монтажа в таких случаях больше всего подойдут плоские каналы прямоугольного сечения, с теплоизоляционным покрытием. Крепление воздуховодов выполняется как обычно. При этом контакт с металлопрофильным каркасом необходимо исключить, чтобы на него не передавалась вибрация и шумы.

Что устанавливается в первую очередь – вопрос личных предпочтений монтажников. Можно, например, произвести разметку подвесов потолка, затем собрать вентиляцию, а после неё – каркас под гипсокартон

Важно при этом совместить на площади потолка крепежную арматуру обеих конструкций без нарушения нормативов. Листы подшиваются после испытания вентиляционной системы

Закрываем коробом

Когда в квартире и без того низкие потолки, спрятать воздуховоды можно другим способом. Для этого основной потолок из ГКЛ максимально «прижимается» к перекрытию, а вентиляционные коммутации монтируются вдоль стен под коробом потолка второго уровня. Конечно, при этом расходы на воздуховоды и фасонные изделия несколько увеличатся, да и двухуровневая конструкция будет стоить дороже.

Если же с пространством совсем плохо, потолок оштукатуривается под покраску, а для вентиляционного канала собирается мини-короб из ГКЛ. При этом для комнаты будет достаточно небольшого количества стартового профиля и одного листа гипсокартона. При расчете необходимо учесть, что между воздуховодом и стенками короба должно оставаться небольшое пространство для циркуляции воздуха.

Как и в любом деле, при монтаже вентиляционных систем приветствуется творческий и новаторский подход. Однако не стоит забывать при этом о главном: любое нарушение нормативов и правил крепления воздуховодов к потолку приводит к лишним проблемам.

Типы и виды воздуховодов

Воздуховоды – это разводка труб, по которым в системе вентиляции движется воздух. По этим каналам приточная вентиляция нагнетает в помещения, находящиеся на расстоянии от воздухозаборника, свежий воздух, а вытяжная вентиляция выводит на улицу воздух отработанный. Воздуховоды можно классифицировать по нескольким признакам:

  • Жесткость (гибкие, полужесткие, жесткие)
  • Форма (круглые, прямоугольные)
  • Материал (пластик, алюминий, сталь и пр.)
  • Изоляция (неизолированные либо с изоляцией)

Гибкие воздуховоды (гладкие и гофрированные) отличаются высокими аэродинамическими свойствами, за счет чего снижается уровень шума и вибрации. Такие каналы рационально использовать для монтажа непротяженных вентиляционных магистралей, а также вместо гибких вставок или угловых отводов.

Гибкие воздушные рукава делят на каркасные и бескаркасные. В роли каркаса обычно выступает стальная или полимерная проволока, придающая воздуховоду жесткость на излом и сохраняющая гибкость для прокладки поворотных воздушных трасс. Сверху стальная пружина обшивается материалами из синтетики, полимеров или алюминиевой лентой. Гибкие воздуховоды всегда имеют круглое сечение и могут иметь дополнительное шумопоглощающее либо теплоизоляционное покрытие.

Полужесткие воздуховоды имеют схожее устройство – в качестве армирования используется стальная спираль, которая обшивается минеральным волокном и вскрывается с двух сторон алюминием.

Жесткие воздуховоды изготавливаются преимущественно из тонколистового металла – черной/оцинкованной/нержавеющей стали, алюминия. Они бывают:

  • Прямошовные. Бывают круглого, овального и прямоугольного сечения. Представляют собой раскатанный и развальцованный лист металла, замкнутый по контуру посредством сварки либо на фальцевый замок.
  • Спирально-навивные. Исключительно круглого сечения. Труба представляет собой скатанную из длинного узкого металлического листа спираль.

Выбрать размер воздуховодов

Производительность вытяжки снижают два фактора:

  1. Наличие поворотов на 90 градусов (острые углы не допускаются вообще).
  2. Снижение площади сечения тракта вентиляции.

Как соотносится сказанное с обыденностью, в которой живем. Вентиляционные ходы большинства зданий традиционно имеют диаметр 14 см. Квадратные шахты строят со стороной 13 см. Не сложно догадаться, что подключая воздуховод с меньшим сечением, используем проход частично. Доработка станет узким местом канала. И наоборот, воздуховод излишне большого сечения много пользы не принесет, поскольку дальше тракт сужается. Правильным будет оценить размеры перед выбором вытяжки. Покупать зонт, воздуховоды следует по осмыслении того, насколько изделия хорошо будут работать совместно.

Фланцевое соединение

Фланец – деталь, служащая для соединения отдельных частей трубопровода, а также для присоединения к трубопроводу какого-либо оборудования.

Фланцевое соединение включает в себя:

  • фланец
  • крепежные детали: болт, шпилька, гайка, шайба
  • прокладки

При фланцевом соединении на двух соединяемых концах воздуховодов устанавливаются фланцы, которые скрепляются между собой. Герметичность соединения обеспечивается использованием прокладок.

Преимущества фланцевого соединения:

  • надежность
  • прочность
  • долговечность
  • возможность неоднократной сборки\разборки соединения
  • широкий диапазон температурного использования

Техника безопасности при монтаже воздуховода

Каждая установка в строительстве должна руководствоваться нормативными документами. При монтаже вентиляции монтажники оборудования руководствуются ОСТ 36-108-83, который трактуется так «Монтаж систем кондиционирования воздуха и вентиляции». Требования безопасности». В указанном акте описаны «догмы» техники безопасности. Отражены показатели гигиены и санитарии. Также освещены требования к охране окружающей среды.

Данный документ обеспечивает безопасность всех членов команды, исполняющих свои должные обязанности при монтаже. В акте представлен большой список важных замечаний для осуществления трудовой деятельности на рабочей площадке:

  • обеспечение сотрудника специальной одеждой, обувью и СИЗ;
  • прописан график рабочего дня и время отдыха;
  • состояние освещенности на участке работы;
  • недопущение «зевак» в зону монтажа.

Техника безопасности не может обойтись без средств пожаротушения на участке установки оборудования. Обязательно на участке монтажа должны быть медикаменты первой необходимости для оказания пострадавшему помощи.

Согласно данному документу каждый участник бригады монтажников должен иметь допуск на объект. Допуск разрешается после инструктажа, касательно того или иного объекта. Освещаются вопросы безопасности и оказания первой медицинской помощи.

До того, как начнется установка вентиляционного оборудования, должен быть согласован план монтажа и наличие всех узлов и составляющих, необходимых для монтажа.

Наряду с этим нормативным документом специалисты установки также должны руководствоваться технологической картой монтажа воздуховодов. Наряду с вышеперечисленными моментами работы на объекте установщикам могут быть проведены дополнительные инструктажи, если этого требует производственная необходимость — работа на высоте, с лебедками и гидравлическими подъемниками. После данного инструктажа сотруднику вручается документ, удостоверяющий полученные знания, касательно работ в особых условиях.

Как зафиксировать горизонтальную систему вентиляции?

Чтобы закрепить горизонтальную систему воздухообмена, потребуются металлические кронштейны в форме уголков. Их необходимо будет укрепить на стене, используя подкладку. Насколько глубоко потребуется вмонтировать в стену кронштейн, зависит от размеров трубы.

Если крепить детали оборудования нужно к колонне из железобетона, то используются для этой цели косынки из металлического листа, уголок, подкосы. Сначала при помощи дюбелей на колонне укрепляют косынку, уже к ней прикрепляют подкос, уголок.

Для прикрепления оборудования к плите из бетона потребуются специальные кронштейны, если колонна выполнена из металла, то траверсы, хомуты. Для прикрепления сооружения к балке потребуются металлические скобы.

Другие способы соединения

Фланцевое соединение воздуховодов достаточно надежное, но не особо актуальное в связи с высокой стоимостью. Оно имеет высокий уровень жесткости. С одной стороны это плюс, но с другой – минус, так как при малейших изменениях конфигурации неподходящие детали можно попросту отправить на переплавку.

Есть множество вариантов крепежа такого соединения. Но, самый распространенный – точечная сварка. Этот метод наиболее быстрый и простой. Минус такого соединения в том, что оно не достаточно надежное, в особенности при работе с оцинкованными деталями. Поскольку цинк во время сварки может прогореть, то велика вероятность коррозии сварочного шва, в следствии ослабиться фиксация конструкции. Дабы избежать таких последствий, рекомендуется вместо сварки для крепежа использовать устойчивые к коррозии заклепки.

Монтаж воздуховодов

Практически все работы по обустройству системы воздухообмена проводятся на высоте. Этот аспект предусматривает привлечение подъёмного оборудования и проведение инструктажа персонала по мерам безопасности. Крепление воздуховодов вентиляции должно проводиться в соответствии со следующими правилами:

  1. К работе допускается только исправная техника и персонал, прошедший обучение. На монтаж выдаётся отдельный наряд.
  2. Места проведения высотных работ ограждаются временными преградами или обозначаются предупредительными знаками. Проход по данной территории ограничивается.
  3. Прямые участки длиной до 30 м предварительно собираются на полу. Подъем заготовок осуществляется после проверки надёжности крепежа.
  4. Установка вентиляционных труб проводится в соответствии с проектной документацией. Все изменения и дополнения должны согласовываться с разработчиком плана и руководителем стройки.

Способ монтажа выбирается исходя из особенностей здания, технических решений проектировщиков и наличия в помещениях установленного ранее строительного оборудования.

Соединение воздуховодов между собой

Стыковка каналов и оборудования должна проводиться так, чтобы место соединения было герметичным и устойчивым к усадке здания, перепадам влажности и температуры.

В отношении вентиляции из различных материалов действуют следующие правила монтажа:

  1. Соединение металлических звеньев и деталей. Изделия из стали толщиной менее 2 мм соединяются с помощью фланцев и болтов, накидными гайками, бандажами и раструбами. Фиксация между собой толстых труб, вентилятора и электродвигателя осуществляется с помощью сварки.
  2. Соединение пластиковых каналов. В зависимости от применяемого материала (полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) стыкуются в раструб, сваркой, пайкой или путём склеивания.
  3. Стыковка круглых каналов. Осуществляется с помощью фланцев, бандажа и муфты.
  4. Стыковка прямоугольных каналов. Выполняется путём наложения шины или соединения фланцами.

В качестве прокладочного материала выбирается резина или полиуретан.

Крепление воздуховодов к строительным конструкциям

Прикрепление вентиляционных каналов к несущим конструкциям осуществляется такими монтажными приспособлениями:

  1. Тяги с резьбой. Используются для фиксации пластиковых, алюминиевых конструкций и каналов из стали толщиной менее 1,5 мм. Одно крепление делается на 2 м трассы.
  2. Закладные детали в бетоне. К ним привариваются кронштейны, на которые согласно проектному положению привариваются стальные трубы.
  3. Хомуты. Закрепляются на вертикальных и горизонтальных панелях с помощью анкерных болтов или пластиковых дюбелей.

На одной вентиляционной системе могут использоваться несколько видов крепежа. Выбираются варианты, которые обеспечивают прочность конструкции при минимальных финансовых затратах.

Виды крепления воздуховодов: а) при помощи Z-образного профиля и шпильки; б) при помощи траверса и шпильки; в) при помощи L-образного профиля и шпильки; г) при помощи хомута и шпильки.

Особенности монтажа

При строительстве вентиляционных трубопроводов следует учитывать такие нюансы:

  1. Оси каналов должны проходить параллельно плоскостям конструкций здания. Не допускается диагональная и наклонная прокладка.
  2. Запрещается соединять в один прогон выходы из жилых помещений и вытяжки из санузлов, кухонь и складов с токсичными веществами.
  3. Места соединений воздуховодов должны быть защищены от попадания в них дыма или ядовитых летучих соединений при возникновении нештатной ситуации.
  4. Минимальное расстояние между выхлопными отверстиями вентиляции и дымохода должно быть не менее 3 м. Располагать их нужно на одном уровне по горизонтали.
  5. При прохождении через инженерные конструкции места соединения труб должны находиться на расстоянии не ближе 1 м от этих конструкций.
  6. Крепление воздуховодов к поверхностям необходимо проводить с интервалом не более 300 см для труб диаметром до 40 см, 400 см для изделий сечением больше 40 см и 600 см для труб диаметром от 200 см.

После окончания монтажа вентиляционной системы проверяется её работоспособность на предмет кратности, прочности и герметичности.

Монтаж жесткого прямоугольного воздуховода

Для состыковки труб вентиляции друг с другом, с фитингами применяют разные соединительные приспособления. Самым популярным в данном вопросе считается фланцевый метод. Тут металлические уголки, шинорейки используются в качестве фланцев для пазов различного профиля. В форме угольника происходит их заделка.

На практике встречаются несколько способов:

  1. Предмет необходимого сечения сначала изготавливают, а потом закрепляют при помощи сварки.
  2. Распространенным считается вариант соединения частей канала благодаря антикоррозийным заклепкам. Они выглядят как специальные зажимы. На металлическую конструкцию в паз рейки шинной устанавливаются уголки жесткости с технологическими отверстиями для соединения болтами. Соединения между металлическими конструкциями герметизируют уплотнителем из резины от шести до восьми миллиметров. Можно использовать силиконовый уплотнитель. Если в вентиляционной системе будет теплый воздух, то в его конструкции применяется асбестовый картон.

Не везде благодаря болтам, шпилькам и гайкам достигается достаточная герметичность системы.

Если в устройстве структурной вентиляции давление не более 1000 Па, но размеры сторон конструкции велики, применяют зажимы в форме скобы:

  • скоба более 900 мм при двадцати миллиметровых фланцах;
  • скоба более 1100мм при тридцати миллиметровых.

При давлении более 1000 Па в системе необходимость в использовании скоб выглядит следующим образом:

  • для 20-мм стыков используется от 700 мм;
  • для 30-мм стыков применяется при ширине больше 900 мм.

На прямых участках конструкции, на стыках требуется меньше зажимов, чем на изогнутых и конусных поверхностях. После любого монтажа обязательно производите проверку.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.