Как своими руками сделать влагоотделитель для компрессора кондиционера

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Основные характеристики

Марка: BMW КПП: автомат / механика
Модель: X1 Кузов: седан, купе, универсал
Год выпуска: 2009 Питание: бензин / дизель
Объем двигателя: 1985 см³ Привод: задний

–>

Добрый день, Друзья!

Хочу поделиться с вами опытом изготовления маслоуловителя и фильтра картерных газов своими руками, на примере автомобиля ВАЗ 21102 2000 года выпуска.

Для начала небольшое отступление, для тех кто не в курсе для чего нужна данная доработка.

Многие автовладельцы, как отечественных автомобилей так и иностранного производства с большим пробегом не раз обращали внимание на масляные отложения в виде пластилиново-липкой массы (которая появляется при выходе картерных газов с капельками масла, по причине износа маслосъемных колец, из «сапуна») во впускном тракте, а так же на дроссельной заслонке, впускном коллекторе, клапане холостого хода, также масло стекает и в воздушный фильтр через датчик массового расхода воздухат (ДМРВ), что может повлечь за собой выход из строя ДМРВ (стоимость замены порядка 2500-3000 рублей). И так, если вам надоело мучиться с проблемами холостого хода и постоянно проводить профилактические работы по чистке впускного коллектора, дроссельного узла и менять различные датчики, что во-первых, не каждый сможет сделать из-за отсутствия знаний, а во-вторых на это нужно много времени, инструмент и конечно же деньги

В общем чтобы избежать всего выше сказанного, можно поставить фильтр картерных газов или маслоуловитель, которые также можно купить в магазине тюнинга по довольно приличной цене, а можно сделать самому. На последнем, то есть изготовлении маслоуловителя (маслоуловителя картерных газов) мы подробно и остановися.

Итак, для изготовления фильтра картерных газов нам понадобится:

– шланг, диаметром примерно схожий со шлангом системы отопления салона и длиной около 25-30 сантиметров;

– фильтр тонкой очистки топлива без отстойника для карбюраторных автомобилей,

– пластиковый хомут на фильтр.

Сначала отсоединяем шланг от клапанной крышки и от впускного тракта, на отверстие оставшееся во впускном тракте нужно сделать любую заглушку (я брал технологическую заглушку от нового ВУТ), затем берем шланг нужной длинны(зависит от места расположения фильтра), я брал около 30 сантиметров, чтобы фильтр был на уровне корпуса воздушного фильтра, одеваем его на штуцер клапанной крышки и фиксируем при помощи хомута, дальше из корпуса фильтра тонкой очистки топлива, нужно достать фильтрующий элемент и одеть его на шланг, закрепив пластиковым хомутом.

Теперь при выходе картерных газов масло будет оставаться внутри фильтра.

Поговорим про маслоуловитель, в отличие от фильтра картерных газов это более сложная система, но картерные газы будут продолжать идти во впускной трак как и предусмотрено заводом изготовителем, только уже очищенные.

Что нам потребуется: три пластиковых бутылки (1литр – 2шт., 0.5литра-1шт.), четыре металлических мочалки для мытья посуды, кусок поролона.

А теперь по порядку.

Вот таким образом мы делаем маслоуловитель и фильтр картерных газов на ваз

Ольга и Дмитрий из Нижнего Тагила

Всем привет уважаемые подписчики и посетители сайта, сегодняшняя статья будет о маслоуловителя для Таврии. Скажу по секрету этот девайс я сделал уже давно, но написать о нем смог только сейчас, после того как проанализировал его работу.

Итак, что же такое маслоуловитель, или как его еще называют в народе маслопомойка?

Все уже наверное стыкались с проблемой что карбюратор после чистки регулярно загрязняется, двигатель работает хуже, а свечи ну просто на просто чернеют, хоть сальники и маслосъемные кольца целы. Также в так называемой кастрюле над карбюратором постоянно собирается белая пена и масло, все это попадает в нее из камеры картерных газов в крышке головки двигателя (см. фото ниже). В конструкции автомобиля Таврия, кастрюля и крышка напрямую соединены шлангом, по которому и летит вся гадость в сердце нашего железного коня. В иномарках используют такую вещь как маслоуловитель – это устройство, которое отделяет масло из потока картерных газов, тем самым фильтруя его.

У меня проблема с загрязнением карбюратора была очень большим геморроем, так как белая пена всегда была в кастрюле, и соответственно масло также, очень неприятно когда машина находится в таком состоянии. Фото этого ужаса можете посмотреть ниже. Соответственно от подобного работа двигателя идеальной или хотя бы стабильной быть не может.

Долго я мучился с этим, менял масло, грешил на конденсат внутри двигателя и т.д., но в июня этого года решил сделать маслопомойку.

Поставив сидения Recaro в тот день, занялся созданием маслопомойки своими руками. Для удобства создам небольшой список деталей, которые нам потребуются для нашей маслопомойки.

Критерии выбора

При выборе влагомаслоотделителя необходимо учитывать, для какой техники он приобретается – для грузовых автомобилей Камаз, МАЗ или других марок, техники для покраски, пескоструев и т.д.

Например, для пневматических пистолетов, используемых в покраске, нет необходимости покупать фильтр, пропускающий большое количество жидкости в течение минуты. Рекомендуется рассмотреть устройства с фильтрами тонкой очистки. Тогда как для производственных нужд высокая степень очищения не требуется, но есть необходимость в большой пропускной способности.

Приобрести хороший и надежный влагомаслоотделитель можно как в специализированном магазине, так и на Интернет-ресурсах, например, на Aliexpress. В нижеприведенном ТОПе представлены лучшие модели, собранные по отзывам покупателей и обзорам экспертов.

Wester 816-002

Это устройство для очистки воздуха от примесей, масла и воды, а также для регулировки давления и поддержания выбранного уровня. С ним в комплекте поставляются: влагомаслоотделитель, редуктор с манометром и лубрикатор. Внутренний диаметр входного и выходного отверстий – 1/4, рабочее давление – 10 атмосфер. Прибор предназначен для краскопультов или иного пневматического инструмента.

Wester 816-002 на Яндекс Маркете

Блок подготовки воздуха 1/2 4500 л/мин

В комплект данного блока подготовки сжатого воздуха входит влагомаслоотделитель, регулятор давления и лубрикатор. Устройство позволяет очистить, осушить, смазать маслом воздух и отрегулировать его давление перед тем, как подать в пневматический инструмент после компрессора. Его характеристики:

  • алюминиевый корпус, вес – 980 г;
  • внутренняя резьба отверстия для входа и выхода воздуха – ½;
  • пропускная способность – до 4500 литров жидкости в минуту;
  • рабочий температурный диапазон — от пяти до шестидесяти градусов;
  • слив жидкости — автоматический за счет установленного клапана;
  • интенсивность подачи масла – регулируется;
  • объем корпуса – 40 мл;
  • объем корпуса лубрикатора – 75 мл.

Блок подготовки воздуха 1/2 4500 л/мин на Яндекс Маркете

Licota PAP-C207B

Это трехуровневый фильтр-маслоотделитель тонкой очистки с внутренней резьбой 3/8. В устройстве установлены три разных фильтра, степень очистки которых составляет 5, 0,3 и 0,01 микрон, благодаря чему воздушный поток очищается от жидкостей на 99,9%. Его преимущества:

  • в центральном модуле установлена шкала-индикатор, окрашивающаяся в красный цвет, когда необходимо заменить фильтрующий элемент;
  • гранулы, входящие в состав третьего модуля, окрашиваются в розовый цвет, если требуется их замена;
  • конденсат сливается автоматически за счет специального клапана;
  • конструкция идет в комплекте с регулятором давления и манометром;
  • устройство способно пропустить до трех тысяч литров воды в минуту, его емкость – 80 см 2 ;
  • максимально допустимое давление – 17,5 кг на один см 2 .

Licota PAP-C207B на Яндекс Маркете

Какие преимущества дают осушители воздуха для квартиры

Чтобы поддержать нормальную влажность в квартире, следует чаще проводить проветривание и следить за вентиляцией. В большинстве случаев такими способами решить проблему не получается – и тогда появляется необходимость приобретения поглотителя влаги для дома.

Влагопоглотители позволяют сократить расходы на отоплении

В зависимости от способа использования и площади жилья различаются промышленные и бытовые осушители воздуха, главное отличие между которыми – производительность. Этот показатель напрямую зависит от того количества воздуха в помещении, которое требуется пропустить через систему, чтобы привести к нормальной влажности в комнате. В условиях квартиры или небольшого дома достаточно установки прибора производительностью от 15 до 50 л. Промышленные приборы способны обрабатывать в 3 раза больше – 50-120 л.

Принцип работы осушителя воздуха зависит от модели, но в целом по функциональности устройства имеют похожую схему: они втягивают переувлажнённый воздух, обрабатывают и удаляют из него не только влагу, но и вредоносные микроорганизмы, после чего выпускают в помещение очищенный и сухой воздух.

Несмотря на небольшие размеры, можно использовать бытовые осушители воздуха для подвала, гаража и даже в условиях небольшого офиса или складского помещения. При грамотном использовании устройства обеспечивают нормализацию показателей влажности в месте, где непосредственно проживают люди. Как свидетельствуют отзывы, осушители воздуха для квартир обладают такими преимуществами:

  • увеличивают сроки эксплуатации строительных конструкций;
  • защищают жилье от появления запотеваний и конденсата на окнах и других стеклянных поверхностях;
  • предупреждают разбухание мебели, книг, музыкальных инструментов и других предметов, выполненных с применением дерева или металла;

Благодаря осушителям можно избежать образования конденсата на окнах

  • увеличивают сроки хранения сыпучих пищевых и строительных продуктов, а также средств лекарственного назначения;
  • устраняют последствия затопления;
  • способствуют более быстрому просушиванию одежды и обуви;
  • сокращают расходы на отопление, потому как на прогрев воздуха с нормальной влажностью требуется меньше тепловой энергии;
  • не занимают много места в квартире.

Использовать осушитель-влагопоглотитель можно также и в ванной комнате, которая считается наиболее влажным помещением, где сложно добиваться нормальных показателей. Помимо основной функции влагопоглощения, многие модели имеют дополнительные настройки, обеспечивающие ионизацию и дезинфекцию. Если применять специальные средства, можно ароматизировать помещение, наполнив его приятными запахами.

Виды влагоотделителей

Существует несколько типов влагоотделителей, которые используют для бытовых и промышленных целей. Перед покупкой нужно определить задачи и сопоставить их с техническими характеристиками, чтобы подобрать оптимальный тип влагоотделителя. Среди большого и разнообразного выбора можно найти:

  • вихревые фильтры;
  • модульные системы для очистки сжатого воздуха;
  • влагомаслоотделитель для компрессора.

Особенности последнего типа устройства заключается в эффективной очистке от воды, твёрдых элементов и масла. Их устанавливают на масляные компрессоры, которые могут интенсивно обрабатывать детали при помощи смазочного состава. Крупные производственные предприятия с большим объёмом работы нередко используют и модульные системы фильтрации.

В такой конструкции влагоотделитель — это функциональный и важный компонент, но он не служит в качестве самостоятельного рабочего фильтра.

Управление модульной системой осуществляется контроллером, который подаёт разные команды не только фильтру, но и другим узлам в агрегате.

Критерии выбора

В зависимости от области применения, изменяются и требования к очистке

Если нужно покрасить поверхность при помощи пневматического пистолета, но необходимо обратить внимание на маленькую пропускную способность фильтра. Лучше отдавать предпочтение тонкой очистке

Во время производственного процесса могут быть минимальные требования к качеству фильтрации

Но в таком случае особое внимание уделяется объёмам выпуска. Специалисты рекомендуют смотреть на перечень инородных частиц, которые собирает фильтр

Оптимальное решение — влагомаслоотделитель для компрессора, которые обрабатывает из воздушной струи частицы воды и масла.

Если для работы необходим фильтр для сбора излишков влаги, то можно приобрести и осушители. Но они не гарантируют высококачественное избавление от разных фракций, частиц и инородных тел.

Некоторые особенности изготовления влагоотделителя своими руками

Может показаться, что изготовить это устройство своими руками довольно просто, но при этом надо всегда помнить о том, что некачественно выполненная работа может привести к тому, что будет оказано негативное влияние на качество выполняемых работ. Например, при работе с пневматическим инструментом, могут возникать перебои в их работе, из-за влаги и мусора попавшего в турбину или подшипниковый узел. Или при покрытии поверхности лаком будут образованы дефекты покрытия. При сборке влагоотделителя своими руками можно использовать некоторые практические советы:

  1. Корпус этого устройства, изготовленного своими руками должен обладать герметичностью и способностью выдерживать высокое давление.
  2. При установке патрубков и штуцеров своими руками необходимо использовать сварку и пайку. Если есть возможность, то целесообразно использовать полуавтоматическую сварку, выполняемую в среде защитных газов.
  3. Диаметр устанавливаемых патрубков и должен обеспечивать свободный проход воздушного потока в устройство и из него.
  4. Самодельное устройство, собранное своими руками должно предельно точно отвечать требованиям, которые предъявляет компрессор к качеству воздуха.

Что собой представляет устройство и для чего используется

Влагоотделители отличаются по своей конструкции и принципу работы. Стоимость заводской модели немалая, она зависит от мощности аппарата и его производительности. Существует также несколько самодельных схем, которые помогут в домашних условиях сделать надёжный и эффективный влагоотделитель.

Чтобы убрать влагу из компрессора, можно использовать низкую температуру, центробежную силу или специальные фильтры. Главная задача – убрать лишнюю влагу до того, как воздушная смесь попадёт в компрессор. Для создания подобного устройства необходимо чётко соблюдать инструкции опытных механиков и проводить сборку деталей в соответствии с указаниями.

3 Лучшие модели осушителей сжатого воздуха для компрессора

На сегодняшний день одними из наиболее востребованных моделей осушителей рассматриваемого типа являются:

  • FRIULAIR PCD 2:
    • производительность: 200 л/мин;
    • давление: 15 Бар;
    • тип: рефрижераторный;
    • страна: Италия;
    • точка росы: +5 градусов;
    • габариты: 370×515х475 мм;
    • приблизительная стоимость: 129 тысяч рублей.
  • MIKROPOR MMD 3:
    • производительность: 80 л/мин;
    • давление: 16 Бар;
    • тип: адсорбционный;
    • страна: Турция;
    • точка росы: -40 градусов;
    • габариты: 320×310х560 мм;
    • приблизительная стоимость: 69 тысяч рублей.

  • KRAFTMANN ADS 9:
    • производительность: 150 л/мин;
    • давление: 10 Бар;
    • тип: адсорбционный;
    • страна: Германия;
    • точка росы: -70 градусов;
    • габариты: 797×778х170 мм;
    • приблизительная стоимость: 115 тысяч рублей.

3.1 Wester 816-002

Это воздушный фильтр с рабочим давлением в 10 атмосфер и полноценным блоком подготовки воздуха. Диаметр входных соединений на обоих концах – 1/4F. Для визуализации показаний предусмотрен манометр. В системе также работают лубрикатор и редуктор

3.2 Zitrek SAW 3000-02 D F.R. ¼ M

Модель можно использовать как влагомаслоотделитель или фильтр. Данное решение отлично себя показало в тандеме с пневматическим инструментом. Воздушный фильтр хорошо справляется с тонкой очисткой, а при необходимости легко заменяется на новый

Диаметр соединения универсальный – ¼М. Есть достаточно точный манометр, а также отвод конденсата в автоматическом порядке. Давление аппарат держит хорошо, но за отсутствием оного начинает немного дребезжать. Стоимость прибора – около 1000 рублей.

3.3 Pegas EC5000-06

Это серьёзная модель с хорошей отдачей и соответствующей стоимостью. Прибор эффективно очищает поступающий воздух от твёрдых частиц и капельной влаги. Аппарат в автоматическом порядке поддерживает давление на указанном пользователем уровне, параллельно удаляя скопившийся конденсат.

В систему включены маслораспылитель, влагоотделитель и манометр. Последний может похвастаться высокой точностью. Диаметр соединений – ¾. Прибор выдерживает давление в 15 бар и температуру до +60⁰С. Качество очистки находится в пределах 25 мкм. Стоимость модели немногим больше 6000 рублей.

3.4 Licota PAP-C207B

Это трёхуровневый отделитель с тонкой очисткой. Прибор фильтрует сжатый воздух, эффективно удаляя масло и влагу.

В систему включены регулятор давления с точным датчиком и клапан автоматической очистки от скопившегося конденсата. О необходимости замены фильтрующих элементов укажут гранулы, окрасившиеся в розовый цвет. Стоимость прибора соответствующая – больше 9000 рублей.

3.5 AIST 91030354

Блок включает в себя отделитель, лубрикатор и регулятор давления. Модель хорошо себя зарекомендовала в паре с пневматическим инструментом, фильтруя воздух поступающий от компрессора. Рабочее давление находится в пределах 10 бар при пропускной способности в 4500 л/мин.

Дополнительно есть регулировка скорости подачи масла, а также отвод скопившегося конденсата в автоматическом порядке. К качеству сборку претензий нет: все элементы плотно подогнаны друг к другу и не люфтят. Свою стоимость, а это почти 7000 рублей, модель полностью оправдывает.

Изготовление влагоотделителя своими руками

Теперь рассмотрим более подробно, как как сделать влагоотделитель для компрессора своими руками:

Циклон

Корпус циклона представляет собой трубу, заваренную с обеих сторон. Следует учесть, что воздух внутрь будет подаваться под высоким давлением, поэтому стенки корпуса должны быть достаточно толстыми. Также в качестве заготовки можно взять газовый баллон или огнетушитель — они как раз рассчитаны на высокое давление.

Размеры корпуса:

  • диаметр: 100 – 110 мм;
  • высота: 600 – 700 мм.

Пример готового устройства

Перед началом работ заготовку для корпуса нужно обработать изнутри наждачной бумагой — это нужно для покраски.

Порядок изготовления:

  1. Снизу, на расстоянии не менее 120 мм от нижней заглушки (труба будет устанавливаться вертикально), в стенку корпуса нужно вварить штуцер, через который будет подаваться воздух. Штуцер правильнее всего вваривать по касательной, но если такое решение представляется для вас слишком сложным, приварите его просто сбоку.
  2. К центру заглушки, закрывающей верхний торец, нужно приварить выходной патрубок. Некоторые мастера приваривают его сбоку, на противоположной относительно входного патрубка стороне. При таком исполнении влагоотделитель также является достаточно эффективным, поскольку воздух за время пути вдоль корпуса успевает подсушиться, но более правильным все же будет разместить выходной патрубок в центре верхней заглушки (напомним, что пар отбрасывается центробежной силой как раз к стенкам).
  3. В центр нижней заглушки нужно вварить патрубок для сброса конденсата. Если в качестве заготовки для корпуса решено использовать баллон, его нужно перевернуть — тогда роль сливного отверстия будет играть штатный штуцер.

Когда все сварочные работы будут выполнены, внутрь влагоотделителя нужно залить лакокрасочный состав, в который помимо собственно краски уже входит грунтовка и антикоррозионная присадка.

Называется он «грунт эмаль по ржавчине «3 в 1». Покатав состав внутри устройства, его сливают, после чего влагоотделитель сушат.

Адсорбер

Хорошими сорбционными свойствами обладает силикагель, гранулы которого изготавливаются путем высушивания перенасыщенных растворов солей кремниевой кислоты. Данный сорбент является вполне доступным и продается как в чистом виде, так и в виде наполнителя для кошачьего туалета.

Различные виды силикагеля могут отличаться размером пор, площадью рабочей поверхности и количеством воды, которое они способны впитать (указывается в процентном отношении к массе сорбента).

Влагоотделитель абсорбер

Количество силикагеля подбирается с учетом производительности установки: на каждые 800 – 850 л/мин требуется 1 кг сорбента. Для постоянной работы придется приобрести двойной объем: пока свежая порция будет работать, уже напитавшаяся влагой будет сушиться в духовке.

Имеет смысл поискать такую разновидность селикагеля, которая при насыщении влагой меняет цвет — с ней работать удобнее всего.

В качестве контейнера можно использовать фильтр для воды или автомобильный маслофильтр. Лишние отверстия у маслофильтра можно закупорить при помощи болтов, посаженных на герметик.

Если внутреннее пространство разделить двумя уплотнительными кольцами на три зоны, впитывание влаги будет происходить постепенно.

Влагоотделитель-охладитель

Однако, нужно учитывать, что этот вариант довольно сложен в изготовлении, так как придется обеспечивать герметичность камеры, а также врезать в нее патрубок для сброса конденсата (при этом важно не повредить испаритель, окружающий камеру). Значительного давления такой влагоотделитель выдержать не сможет, но его и не обязательно устанавливать после компрессора — он эффективно работает и при установке до нагнетателя

Значительного давления такой влагоотделитель выдержать не сможет, но его и не обязательно устанавливать после компрессора — он эффективно работает и при установке до нагнетателя.

В заключение можно сказать следующее: самодельные влагоотделители, конечно, уступают промышленным, но и недооценивать их не стоит.

В Сети описаны случаи, когда с применением недорогих китайских влагоотделителей не удавалось добиться приемлемого качества покраски, а после присоединения к компрессору самодельного влагоотделителя из трубы эта проблема решалась.

Преимущества и важность применения устройства

Использование влагоотделителя во время покраски автомобиля компрессорной установкой существенно увеличивает срок службы покрытия и защищает кузов от коррозии. Воздух должен быть сухим – это достигается за счёт использования холодильного оборудования, центробежной силы или силикагеля. Собрать самодельное устройство можно из старого баллона, огнетушителя, масляного или водяного фильтра.

Некоторые компрессорные установки подают воздух под высоким давлением и требуют заводских фильтров и влагоотделителей. Перед подключением осушителя внимательно изучите инструкцию производителя и убедитесь, что все требования к воздушной смеси будут выполнены.

Чтобы компрессорная установка более качественно наносила слой краски, специалисты рекомендуют подавать в неё сухой воздух. Убрать лишнюю влагу можно с помощью самодельных влагоотделителей. Они обойдутся дешевле заводских и, при качественном изготовлении, будут надёжно и эффективно работать долгое время.

Задача влагоотделителя как важного устройства, помогающего в работе автомобильным малярам — выполнять роль осушителя для чрезмерно влажного воздуха, проходящего через краскопульт или компрессор. Зачем это нужно делать? Без масловлагоотделителя наносимая на элементы кузова машины краска быстро начнёт осыпаться, а сам кузов ржаветь. Использование этого аппарата — гарантия того, что лакокрасочное покрытие (ЛКП) вашего автомобиля прослужит достаточно долго

Использование этого аппарата — гарантия того, что лакокрасочное покрытие (ЛКП) вашего автомобиля прослужит достаточно долго.

Как сделать бюджетную модель устройства своими руками?

Существует огромное количество способов самостоятельно изготовить влагоотделитель для компрессора. Мы же рассмотрим наиболее простой и популярный способ, который не заставит затратить много усилий и материалов.

Понадобятся следующие материалы:

  • отрезок трубы длиной порядка 0.7 м, а также сечением 100 мм;
  • лист металла, толщина которого составляет 3 мм;
  • использованный огнетушитель;
  • детали для крепежа.

После того как все необходимые материалы подготовлены, необходимо выполнить следующую пошаговую инструкцию:

  • От трубы необходимо отрезать кусок длиной порядка 50-60 см. Края должны быть ровными.

  • Выбираем один край трубы, он будет верхом конструкции. Делаем прямоугольную выемку размером 10х5 см на стенке одного края трубы. Отверстие будет перекрываться сеткой и быть равной ее размерам.
  • Идентичный размер нужно сделать диагонально с другой стороны трубы.
  • Как уже говорилось ранее, необходимо закрыть данные отверстия сетками. Они должны отлично подходить под них. Лучше всего воспользоваться сваркой.
  • Тот цилиндр трубы, который остался, разрежьте вдоль пополам с помощью болгарки.
  • Получившиеся фрагменты основательно привариваются крепким швом сверху конструкции. Поскольку железо является очень толстым, то лучше всего использовать ручную дуговую сварку.
  • Теперь необходимо поработать с огнетушителем. Откручиваем пробку, отрезаем горлышко и резьбу на нём. Крышку огнетушителя избавляем от всех ненужных деталей и плотно закрываем все ее отверстия.
  • Отрезанная часть с резьбой приваривается к верху подготовленной до этого конструкции.
  • Ко дну фильтра привариваем лист железа. Необходимо заварить все отверстия, которые можно найти.

Если все было сделано четко по инструкции, должно получиться устройство, которое содержит в своей верхушке засыпную горловину и, конечно, редуктор. С нижней стороны — соединительный патрубок, позволяющие забирать воздух. Обязательно проверьте всю конструкцию на герметичность с помощью подключения к компрессору.

Как только все проверки произведены и проблем не выявлено, то можно подключать шланги и все. Можно приступать к эксплуатации устройства.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.